Блоги









Александр Полозов
Журналист, блоггер, бывший чиновник, дипломированный специалист по ландшафтному дизайну. Неравнодушный человек
11 июля 2014, 7:19

«Дорожную» на «трамвайную»

Восстановление функциональной транспортной системы как одного из ключевых элементов городского механизма должно попасть в число ближайших и безусловных приоритетов челябинских властей. Лучше будет при этом, если в мэрии со всей серьезностью воспримут риск зря потратить время и ресурсы и обратятся за помощью к признанным экспертам в этой отрасли. Их выводы могут сильно не понравиться, а рекомендации – просто ввести в шок как самих чиновников, так и обывателей, ныне близоруко упивающихся плодами «дорожной революции».

Последняя, спору нет, на сегодня заметно облегчила передвижение по Челябинску. Однако любой, кто способен видеть дальше своего капота, наверняка понимает, что облегчение будет временным. Широкие и удобные для езды дороги усилили привлекательность индивидуальной мобильности как одной из составляющих потребительского бума. А продолжающее растягивание границ городской застройки делает покупку автомобиля просто обязательной. Пусть вас не смущает отрицательный рост продаж в автосалонах: конъюнктура рано или поздно изменится, и это только ускорит наступление часа, когда город снова будет стоять в пробках.

Если хотите, прогноз основан на математическом расчете. В нем в абсолютной точности все те же слагаемые, которые дали результат, ранее заставивший десятки городов Старого и Нового Света не просто остановить свои «дорожные революции», но и развернуть их вспять, вновь потратив на это гигантские и далеко не избыточные ресурсы. Удивительно, с какой беспечностью мы спустя десятилетия повторяем чужие ошибки. Ведь самое забавное в том, что челябинцы, на чьих глазах проспекты и улицы расширялись, через какое-то время будут наблюдать обратную картину - как проезжие части снова начнут сужать. Это без вариантов. Помяните мое слово.

Удивляться, впрочем, нечему: в тупик, из которого весьма не просто будет развернуться, нас гонит дефицит компетенций и элементарной политической воли. Последнее очень странно, если учесть, что городская власть де-факто уже не избираемая. Это значит, что у городской администрации именно сейчас вполне развязаны руки, чтобы решительно противостоять поддавшемуся ложным искушениям охлосу за автомобильными баранками. Как бы громко автоадепты ни протестовали в ответ, это будет не громче какофонии клаксонов.

Тем более что-то подсказывает: громче всех гудеть будут те, кто искренне убежден, что человек без автомобиля – это гражданин второго сорта, неспособный, негодный и в общем бесполезный… Обращать внимание на чужие поведенческие девиации – это несерьезно. Куда солиднее и, кстати, полезнее для города будет попытка разъяснить людям с нормальной психикой (таких за рулем, слава Богу, абсолютное большинство), почему личный автомобиль (тем более не едущий, а припаркованный, да к тому же в центре города) должен быть на задворках городских транспортных приоритетов. Благо есть у кого позаимствовать и опыт соответствующих общественных кампаний.

Конечно, самым убедительным аргументом будет обновленная и приспособленная для нужд современного Челябинска система общественного транспорта. Тем более, что решение задачи, как вернуть на общественный транспорт тех, кто уже успел пересесть на автомобили, уже тоже есть в учебниках. К счастью, Челябинск – это типичный советский город, и какой бы архаичной ни казалась сейчас советская градостроительная школа, надо отдать ей должное: свои города она обеспечивала весьма производительной системой общественного транспорта. Хорошая новость и в том, что как бы ни хаяли власти Челябинска за деградацию общественного транспорта, они, в отличие от властей многих постсоветских городов, все-таки не додумались срезать троллейбусные провода и выдернуть из земли трамвайные рельсы.

Более того, вполне сгодятся и завоевания «дорожной революции»: надо же уметь и недостатки обращать в достоинства! Мне, например, никто так и не объяснил, почему после расширения дорог на них так и не появилось выделенных полос для автобусов, троллейбусов и маршруток. Правые отвороты? Вопрос приоритетов. Родная ГИБДД не способна ни на что, кроме как зарабатывать на эвакуаторах, а значит, вторжение личного автотранспорта на «выделенку» останется безнаказанным? Это объяснение меня тоже не устраивает.

Вообще же городу в этой работе могла бы помочь область, проявив, в конце концов, ту же политическую волю, с какой в свое время в Челябинске была инициирована разорительная для городского бюджета и сомнительная по своим последствиям «дорожная революция». Про метро, конечно, сегодня стоит забыть: своими силами не потянуть, а Москва и раньше эту забаву словно не замечала, теперь же подавно - Крым ведь наш... Но было бы просто замечательно, если бы при помощи областного бюджета (или хотя бы областных гарантий) у города появились деньги на реновацию трамвайной сети и создание на ее основе полноценной системы легкорельсового транспорта, самого оптимального в соотношении первичных затрат, эксплуатационных расходов и производительности.

Причем реновация была бы полезна в части не только трассировок и маршрутизации, но и самого подвижного состава. Стыдно сказать, но последние модели расположенного в Челябинской области вагоностроительного завода закупает даже Прибалтика. Вопреки европейским санкциям! А в самой Челябинской области таких трамваев нет, хотя трамвайное сообщение еще в Магнитогорске и Златоусте. Между тем соответствующая областная программа могла бы как раз туда отправить челябинские трамваи старой модели после покупки новых.На оба города бы и хватило, тем более что челябинские вагоны отнюдь не «убитые», а наоборот - с модернизированной начинкой и, соответственно, продленным ресурсом. Кстати, что-то подсказывает, что и самому заводу это ой как бы помогло. Если кто не заметил, на Иннопроме в Екатеринбурге выкатили сразу два (!) свердловских трамвая, хотя до конца 90-х единственный на Урале трамвайный завод был все-таки в Челябинской области...

И если кто-то из коллег шаблонно и не без иронии обзовет это «трамвайной революцией», не жалко. Главное, чтобы Челябинск уверенно зашагал по пути, по которому давно движутся самые продвинутые и удобные для жизни города. 

 
Комментарии
А также...
12 января 2016, 22:26
Не знаю… Бывал и видал, причем в разное время и в разных качествах. Скажу прямо: не фонтан, даже со скидкой на промышленный характер города. В марте 2011 года город был абсолютно не готов к приему ДАМ. От слова «совсем». И чистили его цейтнотом после жесткого нагоняя из администрации губернатора...
20 августа 2015, 17:04
В подавляющем большинстве случаев это покос травы, обрезка чрезмерно разросшихся деревьев и нарушенное внутриквартальное благоустройство. Сограждане, может, я со своими лютиками-цветочками чего-то пропустил? Не напомните, когда по Челябинску вели беспорядочный огонь? Когда над ним кружили...
30 июня 2015, 7:54
Для начала дважды два. Изрядная площадь городского пространства в наши дни покрыта асфальтом. Челябинск, особенно с некоторых пор, здесь не просто не исключение – он самая что на есть классика жанра. Между тем одна из очевидных характеристик асфальта – его гидрофобность. То есть способность...
21 октября 2014, 5:32
Правда, и это я берусь утверждать с оговоркой. Сказанное выше справедливо только при условии, если у городского руководства есть понимание ключевой роли общественного транспорта в формировании качественной городской среды и, следовательно, в обеспечении устойчивых и конкурентоспособных перспектив...
7 октября 2014, 9:10
Лично меня эта тема интересует давно. Причем как часть одной общей проблемы – внешнего вида жилых и нежилых зданий как одной из важных составляющих городской среды. Возвращаясь конкретно к теме кондиционеров, давайте договоримся. Если вы не считаете, что хаотично развешанные (как сейчас почти...