Блоги









Александр Полозов
Журналист, блоггер, бывший чиновник, дипломированный специалист по ландшафтному дизайну. Неравнодушный человек
30 июня 2015, 7:54

О воде и городе

Вероятно, вы будете смеяться, но пятничный ливневый коллапс для меня – еще один повод затянуть любимую песню на тему общественных пространств в Челябинске. Можете считать меня чокнутым, но берусь утверждать: это направление позволит даже некоторым образом сэкономить на решении вопроса, от которого властям все еще богоспасаемой южноуральской столицы, похоже, не отвертеться. И при этом есть все шансы подстрелить второго зайца, а именно – во всех смыслах оживить городскую среду.

Для начала дважды два. Изрядная площадь городского пространства в наши дни покрыта асфальтом. Челябинск, особенно с некоторых пор, здесь не просто не исключение – он самая что на есть классика жанра. Между тем одна из очевидных характеристик асфальта – его гидрофобность. То есть способность отталкивать воду. В свою очередь, оттолкнувшись, вода ведет себя самым обычным для нее способом: по неровностям рельефа преспокойно устремляется туда, где ниже всего. Например, на первый этаж торгового комплекса...

К сожалению, среди характеристик городских руководителей – об этих способностях воды и не приемлющего ее асфальта забывать. И не предпринимать должных мер, которые могли бы хотя бы частично компенсировать маниакальное желание покрыть асфальтом все больше и больше площадей.

Хорошая новость в том, что человечество топчет эту планету уже несколько тысячелетий. И все это время оно, во-первых, имеет дело с водой, а во-вторых, имеет дело с водой в городах, которые становятся только больше и сложнее. И знаете ли, в мире уже изобретено достаточно хитростей, которые позволяют не только минимизировать риск городских потопов, но и попутно сделать жизнь в городе приятнее и вполне себе веселее.

( Свернуть )
О ливневой канализации, наверное, упомянуть стоит лишь вскользь. Разве что в контексте, увы, совсем риторического вопроса: а вот те якобы профессионалы от асфальтоукладки, которые уже несколько десятилетий (!) занимаются типа планированием и типа совершенствованием улично-дорожной сети Челябинска – они и из этой воды сухими выйдут? В остальном ничего нового: ливневка – это средство номер один, и думается, после урока мокрой пятницы наличие таковой в том или ином районе должно стать одним из критериев при покупке там недвижимости. Если, конечно, вам не все равно, не скроет ли однажды водный поток, например, вашу «ласточку» по самую антеннку.

Второе средство – собственно сокращение площади гидрофобных покрытий. Речь тут даже не о сужении городских проспектов и ликвидации парковочных пространств, к чему Челябинск, будьте уверены, неминуемо придет тоже. Опять же, появившись на свет отнюдь не вчера, человечество открыло для себя немало компромиссных вариантов для прежде бескомпромиссных городских дилемм. И вот уже и нам доступны аналоги, чье преимущество перед асфальтом хотя бы в способности беспрепятственно пропускать воду. Я про банальную тротуарную плитку, например.

Другие пути, конечно, нам на нашем уровне еще закрыты, хотя и в гораздо более северных широтах (замечу, с мифически более мягкой зимой) одной из самых быстро развивающихся отраслей стало городское садоводство. Причем нетрадиционное, потому что сады создаются и поддерживаются не на земле, а на крышах и террасах. «Зеленые» манифесты отходят на задний план, уступая место беспощадной к эмоциям прагматике: будучи озелененной, крыша сэкономит домовладельцам энергию на отопление или охлаждение - в зависимости от сезона. И избавит город и городские коммуникации от лишних кубометров дождевой воды, которая прежде бездарно сливалась через водостоки и уходила в ливневку. При наличии таковой.

Но спустимся пока на землю. Не сочтите за кощунство, мне думается, что в сегодняшнем Челябинске воды явно недостает. В самом деле, много вы знаете мест, где можно хотя бы почувствовать близкое присутствие воды, не говоря уже о том, чтобы получить к ней доступ? Даже если вообразить чудо - Челябинск, развернулся, наконец, к своей реке лицом, и почти на всем ее протяжении в городской черте появились свободные и удобные подходы к воде, - этого все равно мало для миллионного города.

Один из предшественников нынешнего мэра, надо отдать должное, догадывался об этом, но двинул немного не в ту сторону. Фонтаны в наших условиях – дело дорогое, хлопотное и, откровенно говоря, немного вычурное. Куда естественнее и, надо сказать, практичнее были бы локальные водоемы многоцелевого, так сказать, назначения. Так сказать, радость пожарного и того же водоканальщика, потому что лучшего резервуара для приема дождевых и паводковых вод не найти.

А при должном подходе такие пруды и мини-озера могли бы стать радостью для всех. Потому что вокруг них могли бы быть спланированы и созданы те самые общественные пространства в природном стиле, о которых на самом деле мечтают челябинцы, когда говорят, что им а) негде гулять и б) в городе мало зелени. В этом смысле, кстати, в предложении мэра Тефтелева решить вопрос нехватки ливневых коллекторов за счет несравнимо более дешевой сетки отводных канав есть свой потенциал. Думаю, найдется сто и один способ вписать такие канавы-каналы в локальные эко-парки.

оригинал - http://aap-ekb.livejournal.com/195542.html

 
Комментарии
А также...
12 января 2016, 22:26
Не знаю… Бывал и видал, причем в разное время и в разных качествах. Скажу прямо: не фонтан, даже со скидкой на промышленный характер города. В марте 2011 года город был абсолютно не готов к приему ДАМ. От слова «совсем». И чистили его цейтнотом после жесткого нагоняя из администрации губернатора...
20 августа 2015, 17:04
В подавляющем большинстве случаев это покос травы, обрезка чрезмерно разросшихся деревьев и нарушенное внутриквартальное благоустройство. Сограждане, может, я со своими лютиками-цветочками чего-то пропустил? Не напомните, когда по Челябинску вели беспорядочный огонь? Когда над ним кружили...
21 октября 2014, 5:32
Правда, и это я берусь утверждать с оговоркой. Сказанное выше справедливо только при условии, если у городского руководства есть понимание ключевой роли общественного транспорта в формировании качественной городской среды и, следовательно, в обеспечении устойчивых и конкурентоспособных перспектив...
7 октября 2014, 9:10
Лично меня эта тема интересует давно. Причем как часть одной общей проблемы – внешнего вида жилых и нежилых зданий как одной из важных составляющих городской среды. Возвращаясь конкретно к теме кондиционеров, давайте договоримся. Если вы не считаете, что хаотично развешанные (как сейчас почти...
19 сентября 2014, 17:35
Независимо от наших желаний один из базовых принципов диктует деление городских дорог по их функционалу, из чего вытекает особенность их инфраструктурного оснащения. Если дорога нужна для организации скоростного автомобильного потока - а такие дороги в миллионном городе должны быть, с этим,...