15 марта 2013, 9:51
Автор: Василий Трунов, Дмитрий Моргулес
Фото: Арсений Марципан, VK.com

Кто и сколько заработал на Челябинском метеорите

Сегодня Южный Урал празднует небольшой юбилей - ровно месяц прошел со дня падения Челябинского метеорита. Власти региона оценили ущерб от «межпланетного гостя» в миллиард рублей, но не подсчитали сколько денег на нем уже заработали жители области и еще заработают. За них это попытались сделать корреспонденты Slo-vo.ru.

Охотники за метеоритами

На жителей села Депутатское счастье упало прямо с неба. И все оценили. Внеземные камушки, покрытые черной коркой, рухнули в заснеженные поля. На следующий день к ним съехались мужики с ближайших окрестностей, чтобы забить осколками болида шкафы да погреба. О чем прознали телевизионщики из Москвы. Журналисты сняли о «собирателях» несколько сюжетов и Депутатское получило свою «неделю славы».

Ушлые деревенские быстро смекнули, что дело пахнет деньгами. Весь день они топтали сугробы, а потом заламывали за метеорит минимум 3000 рублей, в надежде выжать из городских лохов-коллекционеров как можно больше. Об этой космической истерии вы можете прочитать в репортаже «Сезон охоты на метеориты» на Slo-vo.ru.

Впрочем, не такими уж и лохами оказались городские. Некоторые перекупщики умудрялись продавать камни на eBay в два раза дороже. А те, кто потратил день-другой на поиски, заработали не меньше 30 000 рублей.

– Сейчас рынок переживает пик цены, – рассказал корреспонденту нашей газеты охотник за метеоритами Виталий. – Интерес еще не пропал, а предложения фактически закончились, потому что многие уже избавились от своих находок. Лично я заходил на аукцион с небольшой стоимостью – 1 грамм камня за 3 доллара, чтобы подогреть интерес. Это сработало. Люди вели торги, в итоге метеорит уходил по цене 7-8 баксов за грамм.

– Когда снег растает, начнется второй этап поисков, – считает Виталий. – Потому что в сугробах сейчас покоятся сотни камней. Лично я, чтобы их найти, воспользуюсь металлоискателем, который уже заказал в интернете за 26 тысяч рублей. Уверен, он себя не только отобьет, но еще и принесет мне серьезные деньги.

В целом метеоритный психоз позволил набить карманы многим находчивым челябинцам. Иностранцы были готовы скупать любые символы «судного дня» – осколки выбитого взрывной волной стекла за 10 долларов, местные газеты с информацией о болиде – за 5, и даже мультиварку, пострадавшую 15 февраля, – за 30 баксов.

Журналисты и фотографы

Пока ученые строили догадки, а губернатор области Михаил Юревич рассказывал на федеральных телеканалах про «лед из газа», на Южный Урал собирались иностранные корреспонденты. Большинство из них прилетели 16 февраля и попали в «дружеские объятия» челябинских коллег. За сопровождение своих съемочных групп зарубежные СМИ готовы были платить от 300 до 400 долларов. Среди заказчиков оказались BBC News, Аль-Джазира, CNN и другие мировые монстры.

– 15 февраля на нас вышли представители московского корпункта агентства Associated Press и попросили снять для них двухминутный сюжет о разрушениях в Челябинске, – комментирует журналист Степан Гаврилов. – За него они заплатили в районе 10 тысяч рублей. Столько же мы получили на следующий день, когда москвичи прибыли в наш город и им понадобились очевидцы и срочная экскурсия на место падения метеорита. В целом же все местные фрилансеры, снимающие за бугор за выходные заработали в районе 800 баксов.

Не остались без работы и челябинские фотографы. Больше других отличился сотрудник сайта Geometria.ru Женя Хажей, снимки которого опубликовал ряд федеральных и мировых изданий. В частности  ИТАР-ТАСС, европейское агентство epa.eu и легендарный The New York Times.

– Я проснулся от цветомузыки за окном и, когда случился большой ба-бах, схватил фотоаппарат и побежал на улицу, – вспоминает Женя. – Уже к двум часам дня я залил на свою страничку большой фоторепортаж. Через некоторое время на меня вышли представители ИТАР-ТАСС и предложили купить эксклюзивное право на сет за 20 тысяч рублей. Впрочем, обращений было столько, что я отказался, и мы сошлись на гонораре 500 рублей за кадр. Несколько фотографий у меня также приобрели сотрудники epa.eu по цене 40 долларов за снимок. В последствие они перепродали их в другие зарубежные СМИ. В общем, миллионером я не стал, но на погашение одного кредита заработал. 

Продавцы одежды и дизайнеры

На пришествие «космического друга» оперативно отреагировали дизайнеры. Уже на следующий день в сети появилась сувенирная продукция, созданная по его мотивам. Среди ассортимента: футболки со слоганом «Ничего так не бодрит, как с утра метеорит» за 700 рублей, кружки с изображением инопланетного камня за 200 и черные валенки с принтом болида за 2750 рублей (начальный ценник – в два раза больше).

– По продажам «астероид» уже сравнялся с «растаманской» тематикой, пользующейся у наших клиентов наибольшей популярностью, – рассказывает управляющая магазином Colorslab Наталья Жак. – У нас было два крупных заказа по 15 футболок от челябинцев и множество единичных – от жителей других городов России. Обращались к нам даже из Франции. Мы ожидаем, что ажиотаж вокруг метеорита продержится еще как минимум месяц, а потом начнет спадать.

Владельцы специализированных магазинов

– Когда болид взорвался над Челябинском, наша посещаемость моментально взлетела со 100 до 2500 человек в день. Продажи изделий увеличились в пять раз, – рассказывает владелец единственного в России интернет-магазина украшений из метеоритов Mymeteorite.ru Антон Артемьев. – Сейчас ажиотаж спал, и все вернулось на круги своя, но в любом случае для нас это был хороший промоушн.

Антон – петербуржец. На днях он прилетел в Челябинск, чтобы встретиться с коллегами, участвовавшими в поисках осколков «космического гостя». По словам бизнесмена, его в основном интересует мелкие камешки, покрытые черной коркой. Задача ювелиров – украсить частицами метеорита серебряные колечки и кулоны, сохранив их природную форму. Стоимость готовых изделий может варьировать от 5 до 35 тысяч рублей в зависимости от оригинальности дизайна, веса и использованных в работе драгоценных металлов.

– Я приехал не для того, чтобы участвовать в торгах и перекупах, – расставляет точки над «i» предприниматель. – Над вашим городом упал хондрит, а я знаю его цену. В обычных условиях она достигает 50 центов за грамм, но произведенный вау-эффект увеличил ее в 5-10 раз. К тому же больше ценятся крупные осколки. А нам они не нужны. Вряд ли кто-то захочет таскать на шее камень размером с кулак.

Туроператоры

Челябинский болид стал мировой сенсацией покруче Джастина Бибера. Логично, что Южным Уралом заинтересовались иностранцы-авантюристы, решившие,  что поиск кусочков метеорита может стать классным приключением.

Так к бывшему коллеге, часто бывающему в Норвегии, обращались друзья из Осло с просьбой организовать им поездку на шесть человек. Скандинавы готовы были заплатить за экскурсионный тур в Челябинскую область по тысяче долларов на брата (без учета авиапрелета). Все бы срослось, если бы не одно «но». В целях поездки норвежцы написали чистосердечную правду о желании найти метеорит, и им, естественно, отказали в визе.

Челябинским туроператором тоже поступали заявки. В частности, на агентство «Акбэст Тур» выходили японцы. Каникулы решили отложить до лета, когда и погода будет поприятнее, и пейзажи повеселее.

– Иностранцев наверняка заинтересует русская экзотика, – считает представитель фирмы Марина Алексеева. – Поэтому  им можно организовать экскурсии в деревню и на оружейную фабрику – тогда и цель визита объяснить проще. А заодно свозить их к тому самому озеру и на «метеоритное поле» под село Депутатское, которые их жутко интересует. Но об этом при получении визы говорить необязательно.

Продвигает идею событийного туризма и мэр Чебаркуля Андрей Орлов. Глава маленького городка уже спустился на дно водоема, в которое рухнул метеорит, поддержал идею с сувенирной продукцией, посвященной падению болида, и даже придумал фестиваль в честь «космического гостя».

– Он будет проходить каждый год 15 февраля на берегу озера, – рассказал нашему корреспонденту Андрей Викторович. – Это будет крупный фестиваль фейерверков, рассчитанный минимум на 8 тысяч человек.

– Но это, естественно, не все. Мы сейчас активно работаем с туристическими агентствами. Доводим до них информацию о наших гостиницах, точках питания, автобусных маршрутах. Наша цель понять, сколько человек к нам приедет летом именно на метеорит, чтобы подготовить для них интересный туристический маршрут.

Парфюмеры

Метеорит должен обязательно пахнуть. Но не страхом и разрушениями, а чем-то приятным. Тогда на его аромате можно неплохо заработать.

Эта мысль пришла в головы сотрудников миасской компании «Мастерская необычных решений». Креативщики уже зарегистрировали бренд и в конце марта запустят на рынок два ароматизатора – «Челябинский метеорит» и «Чебаркульский метеорит». У каждого оригинальный дизайн упаковки и индивидуальный запах. Первый будет отдавать озоном, а в букете второго вы различите оттенки металла. Стоимость одного флакона составит 180 рублей.

– Мы выпустим в продажу несколько тысяч ароматизаторов, которые будем реализовывать в магазинах Челябинска, Екатеринбурга и Москвы, – сообщил нам генеральный директор компании Сергей Андреев. – Дальше все будет зависеть оттого, как быстро мы выйдем на международный рынок. Надо понимать, что мы предлагаем, наверное, даже не запах, а символ события, которое пережил весь мир. Наш товар будут воспринимать, как сувенир и поэтому есть уверенность, что он будет пользоваться хорошим спросом.

Кондитеры

С приходом «межгалактического камня» жизнь в здешних краях стала лучше и веселее. Но не слаще. Внести немного сахара и глазури в наши постметеоритные будни решили местные промышленники. Так группа компаний «Уральский кондитер» планирует к концу марта запустить в производство сладости с броским названием «Уральский метеорит».

– Нами действительно разработан ассортимент конфет с шоколадной глазурью, шоколадной начинкой и с орехами, – сообщил Slo-vo.ru председатель совета директоров ГК Марк Гроо. – Рецептура получилась удачной, да и внешний вид – за счет неровной поверхности – будет напоминать именно упавший метеорит. Цена сладостей будет доступной.

По словам господина Гроо, он не боится возможного падения ажиотажа вокруг болида и спада интереса ко всему, что с ним связано.

– Возможно, здесь, в области, интерес погаснет. Но мы продаем нашу продукцию по всей стране и в государствах СНГ. Есть четкая уверенность, что метеорит еще долго будет узнаваем, а значит, наша продукция будет востребована.

Bonus

На метеорите заработали не только деньги, но и славу на один день. Информповодом воспользовались несколько десятков музыкантов-конъюктурщиков, посвятивших песни «космическому гостю». Редакция Slo-vo.ru прошерстила YouTube.com и остановилась на треке Ольги Игнатьевой из Самары. Именно она сумела в припеве передать самые точные эмоции, которые испытали челябинцы месяц назад.

Вы также можете читать материалы интернет-газеты «Слово» в наших официальных группах «Вконтакте.ру» и Facebook.com

+1
+2
-1
 
Комментарии



+1
-3
-1
Гость 15.03.2013 11:10
на остановке пос.Бабушино, что по Бр.Кашириных есть парковка с названием "Метеорит". уже тошнит от этого слова



+1
-3
-1
nesoglasen 15.03.2013 13:05
Вот она слава и всемирная узнаваемость! Следующий уровень - межпланетная известность! И назовут нашу область - Метеоризмбургская, тем более что запахи бывают схожие



+1
-3
-1
наблюдатель 16.03.2013 13:36
а другие варианты названия упавшего не рассматриваются?... например пикирующая над Челябинском р...
Быстрый поиск
метеорит