26 декабря 2012, 6:57
Автор: Сергей Гордеев

Скромное будущее и удача

Slo-vo.ru завершает публикацию серии аналитических статей «Челябинская область — путь в 21 век» руководителя научно-образовательного центра «Развитие региональных социально-экономических систем» Института экономики УрО РАН и ЧелГУ Сергея Гордеева. В четвертой, завершающей части его исследования — выводы, порой не самые радужные.

Окончание. 

часть 1 - http://slo-vo.ru/ekonomika/ostrota-perspektiv

часть 2 - http://slo-vo.ru/ekonomika/somnitelnoe-nasledie

часть 3 - http://slo-vo.ru/ekonomika/realii

Слоеный пирог с минимумом обратной связи

После назначения губернатором Михаила Юревича прежний подход к организации управления регионом изменился. «Сдержки и противовесы» на верхнем уровне сменило ярко выраженное иерархическое управление. В таком, характерном скорее для бизнеса, подходе упрощается выполнение решений по вертикали и обеспечивается более быстрое достижение поставленных целей. В системе, построенной по бизнес-целевому принципу, исполнители для достижения конкретных целей наделяются соответствующими полномочиями. Однако в современной системе регионального госуправления бизнес-модель не может быть полноценной. Механизмы обратной связи — конкуренции, которые обязательно присутствуют в бизнесе, в системе госуправления России сейчас практически отсутствуют, как и отсутствует реальная политическая конкуренция.

Работоспособность такой системы определяется только степенью контроля со стороны руководства. Здесь часто возможен только «ручной вариант» корректировок и «разруливания» проблем. Однако он эффективен либо при полной монолитности команды, либо когда вся система находится под контролем первого лица. В реальности же даже на областном уровне обеспечить подобное невозможно. В итоге автоматически образуются целые сферы, не подверженные регуляции и элементарному контролю.

Поскольку в Челябинской области сохранилась значительная часть старой системы управления, ситуация оказалась значительно более сложной. В системе управления появились несколько иерархических слоев, и заметны границы между новой частью — командой губернатора и остальной частью системы. Получился своеобразный «слоеный пирог» с минимумом обратной связи. В такой системе, при разрывах обратной связи от низа до верха, риски сбоев возрастают многократно. Это и произошло в реалии.

Число претензий к системе здравоохранения Челябинской области уже давно было запредельным. Разнообразию проблем можно было подивиться. Тут было все: и забастовки и митинги врачей, сокращение тарифов и многомиллиардный (рекордный для России) дефицит бюджета Челябинского ФОМСА, увольнение сотрудников Ожогового центра, письма президенту РФ, и еще очень много другого.

В ответ на претензии порой были оригинальные заявления от областного Минздрава и правительства. Самые типичные из них — что это все результат «заговора врачей» и происки различных политических противников. Объяснения были, как про унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. Однако, самое главное — в системе ничего не менялось, а на медиков усиливалось давление. Обратная связь не работала. На самом верху серьезность проблем, возможно, просто не осознавалась, а чуть ниже усиливалось мнение о своей полной безнаказанности. Важно отметить, что о претензиях правоохранителей к здравоохранению было известно еще за неделю до развязки в Минздраве. Даже при таком последнем звонке выводов не последовало.

В результате, во всей красе, на всю Россию появилось «дело Тесленко», в бане, c двадцатью миллионами рублей, рассованными куда попало, словно мелочь по карманам. Это дело — пока самый серьезный управленческий сбой в Челябинской области, и следует полагать, далеко не последний.

Ветер перемен и новые проблемы

Перемены в управлении Челябинской области были не самыми значительными. В старой системе с новой надстройкой при появлении новых требований высокая эффективность маловероятна. Причем, где окажется слабое звено, предсказать практически не представляется возможным.

Вместе с тем за последний год в жизни российского общества произошли заметные перемены. Общественная жизнь стала оживляться. Стало развиваться гражданское общество, и активизировались все: политики, блоггеры, общественные организации, правоохранительные структуры. Как следствие этого увеличилась нагрузка на органы власти. Жить, как пять, или даже два года тому назад, стало сложно. Те результаты, что год, два назад, считались приемлемыми, сейчас вызывают серьезные вопросы.

В Челябинской области даже слабый ветер перемен сразу же выявил явные управленческие проблемы в сферах экономики и финансов. К прежним вопросам экспертного сообщества, сейчас добавились вопросы прокуратуры.

То, что за два дня до утверждения областного бюджета во втором и третьем чтении на 2013 год областная прокуратура вынесла губернатору представление об устранении выявленных нарушений, было полной неожиданностью. Неожиданным здесь в первую очередь было то, что бюджетом стала интересоваться прокуратура.

Причина таких претензий проста. У важнейших социально значимых направлений не оказалось даже минимально необходимых социально-экономических обоснований. Остались без ответа ключевые для планирования вопросы. Чем определяются подобные расходы бюджета? Какая их результативность? На основании чего они рассчитаны? Насколько эти значения корректны? Соответственно, в первоначально утверждаемый вариант бюджета эти расходы просто не попали. Здесь основной финансовый документ региона был только интегратором недоработок экономического блока.

В итоге, наиболее проблематичной оказалась не потеря финансирования социально-значимых целевых программ в бюджете (это исправили за полдня). Стало очевидно, что отсутствует единая целостная «цепочка» социально-экономических обоснований расходования бюджетных средств. То, что в надлежащем виде таких экономических обоснований раньше не было, ситуацию не меняет. Раньше их просто не спрашивали, а сейчас вот вдруг неожиданно спросили. Времена были другие, для многих более «лояльные». В результате сразу стали очевидны «провалы» в работе экономического блока правительства и новые проблемы в перспективе.

Процесс формирования бюджета регулируется множеством экономических и финансовых нормативных актов, нередко сложных и противоречивых. Изменения в бюджет вносятся, чуть ли не ежемесячно и без каких-то публичных обсуждений. Всего в бюджете, таким образом, распределяется порядка 20 миллиардов рублей. Что будет, если появится желание детально и принципиально проанализировать эти и другие вопросы?

Пока такой системный сбой в экономическом блоке принес только очередные потери имиджа исполнительной и законодательной власти региона. Однако, что ожидать дальше? Очевидно, что здесь полный простор для предсказаний. Часто события в России развиваются непредсказуемо. Новые сбои могут пойти неожиданно после любого толчка извне.

Стратегия 2008 года и скромность задач ближайшего будущего

В настоящее время в Челябинской области до сих пор существует старая докризисная стратегия развития экономики Челябинской области, разработанная еще в 2008 году. Проведенная корректировка стратегии фактически означала замену в ней цифр. Для нового этапа развития экономики региона приспособить концепцию, обобщающую сомнительные успехи постепенного эволюционного замедления предыдущего десятилетия, практически невозможно. В этом случае не помогут и ссылки на типовые рекомендации Минэкономразвития РФ.

Отражать современные конкурентные преимущества региона и поиск новых направлений старая концепция не может. Стратегия должна быть понятна и обществу, и бизнесу. Она должна координировать и активизировать их усилия развития. Каким целям в настоящее время служит старая стратегия — понять сложно.

Отсутствие современной экономической стратегии очень показательно. Это лучше всего характеризует отсутствие «долгосрочного взгляда» на перспективы развития экономики региона.

Попытка любого стратегического прорыва без должной подготовки или только с минимальной подготовкой, считается очень рискованной операцией. Только очень наивный человек может предполагать, что при вышеизложенном положении дел в управлении, задачи экономического прорыва и активизации развития Челябинской области реальны. Губернатор М. Юревич, еще в бизнесе себя проявил как эффективный руководитель, хорошо ориентирующейся в реальности. Потенциал и возможности региональной системы в части «прорыва», вероятно, для него также очевидны.

Поэтому, если отбросить в сторону пиар-компании об уже достигнутых запредельных успехах, в ближайшей перспективе в регионе можно ожидать только очень ограниченные преобразования c поправкой на современные требования. Впрочем, возникают вопросы о реальном масштабе всех предстоящих проектов.

Пока Челябинская область останется среди регионов «середнячков» и без особых шансов переломить ситуацию в свою пользу. В настоящее время в регионе корректно вести речь только о жизнеобеспечении и ограниченном развитии с использованием остатков экономического потенциала. Конкуренция между регионами усиливается, а «стартовое место» для Челябинской области — не самое лучшее, с весьма скромными задачами ближайшего будущего. Ностальгию по региону-лидеру с успешной жизнью, ростом благополучия, перспективами для всех, пока можно спокойно оставить в прошлом.

Традиционные российские вопросы

Подводя некоторые итоги развития региона за последние годы, нельзя обойти вниманием два традиционных российских вопроса: кто виноват и что делать?

Отвечая не первый вопрос, следует отметить, что настоящее время в Челябинской области уже заметны признаки новых проблем. Это противоречивость экономических тенденций, коррупция, кадровые проблемы в областном правительстве. Отделить новые проблемы от сомнительного наследия прошлого сейчас уже почти невозможно. Жизнь региона с нового листа не началась, и все перемешалось. Соответственно, ответ получается чисто российский, виноваты все, а отвечать придется последнему.

Со вторым вопросом, как всегда, значительно сложнее. Пока ответ получается следующий — объективно следует ждать значительных перемен. А каких? И когда они начнутся? Это никому не известно. Такова институциональная реальность Челябинской области. О понятных и прогнозируемых системах цивилизованного будущего, типа «общество»-«власть»-«бизнес», пока говорить не приходится. Подобные реформы еще впереди.

В последнее время таких преобразований, затрагивающих изменение функций, не было. Вместе с тем считается, если управленческая система начинает давать сбои, то она или должна адаптироваться к новым воздействиям или разрушиться.

Системные сбои уже начались. Также очевидно, что потенциала существующей системы управления для эффективной работы надолго не хватит. Как видно в последние время актуальные задачи областного руководства существенно усложнились, и требования к работе власти существенно возросли. Уже видны новые вызовы, из них некоторые — внутри системы. В смутные времена, многие начинают выжидать и риски сбоев автоматически возрастают.

Вероятно, мелких, «косметических» и персональных изменений в настоящее время уже будет недостаточно. Необходимы значительные перемены по функциям управления с соответствующими кадровыми заменами. Однако, подобная, даже частичная, замена «коней на переправе» не бывает легкой.

Вариантов трансформации областного правительства может быть несколько. Из них самый спорный — если необходимые изменения в ближайшее время вообще не начнутся или будут только формальными. Для перемен требуется осознание их необходимости, политическая воля, много сил и времени. А есть ли все это? Очевидно, что в наступающем 2013 году события будут разворачиваться намного быстрее.

Пока, нередко можно слышать, что Челябинская область в начале 21 века оказалась невезучим регионом. Однако основания для оптимизма есть всегда. Когда-то до всех нас должна же дойти удача. Будем ее ждать в очередном новом году.

Вы также можете читать материалы интернет-газеты «Слово» в наших официальных группах «Вконтакте.ру» и Facebook.com

+1
+6
-1
 
Комментарии



+1
+1
-1
слон 23.01.2013 13:44
16 лет суминского застоя не могли пройти даром.