3 октября 2014, 8:21
Автор: Дмитрий Моргулес
Фото: Ярослав Наумков

Александр Подопригора: «У Челябинска будет новый мэр»

Темы с «реформой МСУ» и агломерациями закрыты на федеральном уровне, у столицы Южного Урала появится новый глава администрации с новой командой, политическая жизнь региона сильно изменится после чреды предвыборных и поствыборных скандалов, а также переформатирования правительства области. Об этом и о многом другом в общественной жизни региона рассказывает, пожалуй, самый известный политолог Челябинской области Александр Подопригора.

«Эти выборы надо забыть, как страшный сон»

- Александр Васильевич, есть ли жизнь после прошедших выборов, или все только начинается?

- Выборы прошли – это тот ритуал, который было необходимо соблюсти, дабы формализовать и легитимизировать нового главу области, а теперь их стоит забыть как страшный сон и работать дальше. Все прекрасно понимают, что выборами «это» можно было назвать лишь очень условно – скорее искусственной политтехнологической конструкцией, когда у главного претендента на пост губернатора не было конкурентов и главной проблемой было любой ценой затащить народ на участки при отсутствии интриги и конкуренции. Так что хвастать тут нечем и пора заканчивать «награждать непричастных и наказывать невиновных», как у нас водится.

- Но ведь в итоге задачу эту решили?

- Да, слава Богу. Хотя, насколько я знаю, во многом она была решена в промежуток с 15 до 20 часов в день голосования (когда основной поток избирателей прошел, а явка была в Челябинске меньше 20%) самоотверженной работой избиркомов и районных администраций, которые «стояли на ушах» и усердно, скажем так, чистили списки избирателей... Там, конечно, были изначальные недоработки избиркома – много было случаев нахождения в списках избирателей, которые уже не живут по этим адресам, сдают квартиры, или просто - уехали, умерли, ушли в армию и так далее. Кстати, серьезно в этом плане пострадали районы челябинских новостроек – Парковый, Чурилово, Тополиная аллея и так далее…Все это нужно было делать, конечно, задолго до выборов, но власть сама поверила в собственные публикации о том, что все и так хорошо и люди рвутся голосовать за Дубровского…

- Вас удивили 86 с лишним процентов голосов за Дубровского?

- Нет, нисколько. В таких выборах «референдумного типа», чем меньше приходит народа, тем больший процент голосов получает победитель, то есть в нашем случае Дубровский. Если бы явка была бы 20 процентов, то за него проголосовало бы все 95 процентов. Но такого плана результат был бы в некоторой степени даже позорным для власти.

- Потому что уровень явки – это вопрос реальной легитимации победителя?

- И поэтому тоже. Но это вопрос даже не политических технологий, но собственно политики. Сейчас поясню. Я у себя в блоге приводил пример Трехгорного, где одновременно шла реальная борьба на конкурентных выборах главы города и где партия «Единая Россия» оказалась в оппозиции действующему главе города Ольховской. И там получилось, что пришло на выборы более 60 процентов избирателей. При этом почти 90 процентов проголосовало за Дубровского, а представитель ПСЗ и «ЕР» Сычев победил с результатом в 67 процентов против семи у действующего главы.

- Такое возможно?

- Вполне. Местные элиты, начиная с руководства Приборостроительного завода, были настроены против Светланы Ольховской, считая, что она неэффективно ведет городское хозяйство, и не учитывает целый ряд возможностей, которые есть у города, он приходит в запустение, начал «проседать». Против нее выступил даже экс-мэр города Лубенец, который в свое время сам и выдвигал Ольховскую.

Но, с другой стороны, даже учитывая, что это, в общем-то местные разборки, нельзя не отметить, что такое стало возможным из-за ошибок областных властей. Именно они сначала долго давили на Ольховскую, настаивая, чтобы в городе ликвидировали прямые выборы мэра. Но люди хотят сами избирать своего главу! Ольховская возглавила «протестное движение» за прямые выборы и оглушительно их проиграла.

В итоге имеем парадокс: «Единая Россия» набрала 100-процентный результат (21 из 21 кандидата, новый мэр) именно там, где вопреки желанию партии, прошли открытые, конкурентные и честные выборы! А там, где все «задавили» - результат наскребали кое-как.

Возникает вопрос: а чего эта партия так боится, что всюду, где возможно, продавливает отмену прямых выборов? Опыт показывает, что «Единая Россия» способна уверенно и чисто побеждать при нормальной конкуренции. Согласитесь, разница в явке все-таки показательна: честные 60 процентов в Трехгорном против натянутых 35 процентов в Челябинске. И 90 из этих 60 процентов - за Дубровского. Уверен, конкурентные и честные выборы «партии власти» сегодня только на руку: они делают ее положение по-настоящему легитимным, люди знают, что сами, лично отдали свои голоса. Просто это требует реальной и тщательной политической работы в каждом городе, а готовности к такому, видимо, еще нет. Пока торжествует привычка закидывать народ глупыми листовками, а глав территорий – компроматом и уголовными делами. Это бесперспективно в новых условиях.

- И чего же партия власти боится, по-вашему?

- Многие наши «политические руководители» давно и привычно больше всего боятся того, что в Москве не одобрят какой-то результат их работы или не заметят их рвения. И потому предпочитают действовать «наверняка», как в старину действовали, «показывая результат». По-другому не умеют.

Это связано, конечно, не с содержательными политическими вопросами, а с потребностью конкретных персоналий «проявить себя», показать, что вот, мы полигон, экспериментальный город, а мы, тутошние политики – самые крутые. А потом их должны заметить, и наградить пряником или карьерой. Все просто.

- Реформа МСУ – из того же ряда?

- Думаю, да. Тут вот у нас в региональных СМИ хором выступают (видимо с подачи областных политических кураторов) депутаты, в частности, господа Бодров и Мительман, которые уверяют, что с реформой МСУ у нас все просто прекрасно. Правда, в показаниях путаются, не зная толком, ни сколько полномочий отдадут в районы, ни каких именно, ни собственно те полномочия, которые уже есть на этом уровне. И никто не знает точно, как будут финансироваться районы, когда будут приняты поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы и так далее. Не могут ответить на простой вопрос: что дали в итоге эти реформы? Впрочем, ответа на это нет. Именно поэтому, насколько я знаю, после ликвидации Минрегиона и «челябинского опыта», вопросы с агломерациями и МСУ на федеральном уровне закрыты. Все будет передано на региональный уровень: «вам надо - вы и занимайтесь». То есть никакого финансирования не будет, а «инициаторы реформы» наживут себе проблемы.

Действительно, когда Семен Аркадьевич Мительман говорит, про «власть, приблизившуюся к народу»… Знаете, глядя на Курчатовский район Челябинска, где господа Мительманы уже лет как десять более чем приближены к народу (и в Гордуме депутат-сын, и в Заксобрании области депутат-отец, и помощников множество на территориях, и с администрацией района прекрасные отношения), появляется простой вопрос: а что вам до сих пор мешало успешно решать проблемы жителей своих избирательных округов? Что, непременно надо еще 25 депутатов (по большей части тех же собственных помощников или партнеров-предпринимателей)? Ну давайте в каждом доме депутата избирать, что совсем близко эта власть была… Это же просто профанация политической работы – вопрос не в том, сколько депутатов мы разведем, а что эти депутаты смогут сделать. Иначе чем ближе эта неэффективная и развращенная власть станет к народу, тем быстрее он до нее в один прекрасный момент дотянется…

«Сандаков знает не больше, чем ему положено»

- А что насчет Главы Челябинска и сити-менеджера областного центра? Это ведь, по сути, было единственной интригой всего политического сезона. По некоторым вещам – хотя бы по тому, что анонсы мероприятий с участием Сергея Давыдова распространяют по СМИ через пресс-службу губернатора – напрашивается вывод, что сити-менеджер, похоже, остается прежним.

- Я не так уверен в этом, у меня есть совсем другая информация. Насколько я понимаю, ситуация по главам Челябинска максимально засекречена, и точный расклад, как по мэрам, так и по будущему Правительству области знают лишь несколько человек – включая губернатора Бориса Дубровского, руководителя его администрации Ивана Сеничева и тех, с кем они ведут на этот счет переговоры.

- Даже «политический» вице-губернатор Николай Сандаков?

- Каждый знает то, что ему положено знать. Николай Дмитриевич переназначен на свой пост, у него свое «поле» работы и сфера полномочий – выборы, работа со СМИ, отношения с политическими партиями, общественными организациями и т.п. Я думаю, что для Бориса Дубровского  это был удобный кадровый ход. Возможно, потому, что он сам не любит заниматься тем, что называется или считается сейчас «политикой». При этом понимая, что реальной политикой он все равно занимается сам. Просто для него настоящая, реальная политика – это разговоры с Виктором Филипповичем [Рашниковым], с Александром Михайловичем [Аристовым], еще с парой-тройкой ведущих «силовиков». Вот здесь – политика, здесь заключаются договоренности и принимаются решения. Остальное – вопрос технологий и эти технологии отданы в ведение Сандакову, который показал себя достаточно грамотным оператором этого рынка в его нынешнем состоянии. Все, что касается выборов, медиа или там политических партий – в это Дубровский категорически лезть не хочет, видимо, считая это делом не очень приличным для хорошего руководителя области. Не царское это дело, глава области не должен этого касаться, мараться этим, давать какие-то обязательства несопоставимым с ним людям.

А вот насчет того, кто должен стать главами Челябинска – для Дубровского это очень серьезная тема. Думаю, что до последнего времени был выбор в диапазоне между решениями радикальными – от того, что Мошаров и Давыдов остаются вместе хотя бы на какой-то срок (в конце концов, поменять сити-менеджера можно всегда, при желании главы области и депутатов), до замены обеих глав, на представителя магнитогорской команды в качестве сити-менеджера (Сеничев или Тефтелев), и на Барышева как главу Челябинска.

Теперь, по моим данным, вопрос решен. Давыдов уходит, а его место занимает представитель «магнитогорской команды» - наибольшие шансы у Ивана Сеничева. Но то, что это будет не челябинец – совершенно точно. Его «уравновесят» челябинцем Мошаровым – в конце концов, избранный (ну, хоть так) глава города – именно он, так что политес соблюден. А сити-менеджер – наемный специалист, хоть из Лондона вези, если эффективен. Но он прибудет не из Лондона, он будет «в доску свой».

Челябинск, как ни крути, для любого губернатора – ключевой город, столица области, средоточие электоральных и иных ресурсов. Впереди череда серьезнейших избирательных кампаний – выборы в Заксобрание, в Госдуму, а там и до президентских недалеко. Более того, я уже не из одного источника слышал, что следующий мэр Челябинска вновь будет всенародно избранным. И идти на выборы должен «человек губернатора», нарастивший политический вес и популярность – а не представитель команды экс-губернатора Юревича, ничем особым здесь себя не проявивший. Кроме целой череды громких скандалов, конечно.

- А чем Давыдов-то плох? Финансово-промышленные группы он, вроде бы, устраивает, договороспособный, перестраивается под нужные темы моментально, исполнительный…

- Да, он многих устраивает. Как устроил бы любой человек, который уже долгие годы на этом месте и успел со всеми перезнакомиться, договориться. Но, насколько я понимаю, минимизация его шансов на продолжение нынешней работы основаны, в том числе, на трезвой оценке результатов выборов в Челябинске.

С одной стороны, Давыдов никогда не был фаворитом у Дубровского, с другой – не вызывал откровенной аллергии. Но сейчас, после выборов (а, думаю, Дубровский владеет более, скажем так, выверенными данными, нежели те, которые обсуждались в СМИ), оказалось, что, в общем-то, нет никаких решительных аргументов в пользу переназначения Давыдова. Он не контролирует электоральную и политическую ситуацию настолько, чтобы это было главным аргументом для его сохранения, он – не лидер челябинцев, к нему просто привыкли. Привыкнут и к другому – новому, импозантному и обаятельному. Быстро привыкнут.

Вместе с тем, мы все хорошо помним многочисленные политические и прочие огрехи Сергея Викторовича. Если вспомнить историю его правления, то, что сразу придет в голову, чем оно запомнилось? Переносы автовокзалов, планы вырубки бора, безобразный спил деревьев на улицах, «дорожная революция», строительство на карьере «Изумрудный», шлагбаум на улице Татьяничевой и так далее. Он запомнится вот этими вещами.

А вот сказать, что при Давыдове Челябинск сделал какой-то качественный рывок вперед, преобразился внешне, или, что качество жизни челябинцев и их среды обитания выросло настолько, что горожане прямо-таки влюблены в своего градоначальника (что кое-где случается) – это вряд ли.

Оставить Челябинск на годы вперед в этих руках? Ни одного аргумента за такое решение у Дубровского нет. И из Москвы просить за Давыдова теперь точно не будут.

«А кого из «баронов» Челябинска обделили?»

- Одной из центральных тем реальной городской политики должны были стать взаимоотношения между новым руководством области и челябинскими «районными баронами» - условными Барышевым, Овчинниковым, Рыльских, Видгофом и так далее. Многие даже считали, что это станет новой точкой некоего противостояния…

- Истерия в СМИ по этому поводу есть, и большая. Но она скорее напоминает не самое ловкое приглашение к торгу, нежели анонс еще не состоявшихся решений. Просто к торгу приглашают одни, а торги ведутся в других местах, и их результаты… Посмотрим, словом.

У Бориса Видгофа, насколько я понимаю, все будет более чем неплохо. Проблемы там были анонсированы тогда, когда в ноябре прошлого года глава администрации Тракторозаводского района Горбунов принес на совещание с участием вице-губернатора Сандакова и председателя областной исполкома «Единой России» Мотовилова список потенциальных кандидатов в депутаты гордумы от «ЕР» района, утвержденный местным Советом директоров (большая часть из них стала депутатами 14 сентября). У «политических руководителей» были другие фамилии – активистов «Молодой Гвардии» , в частности. И ссылки на авторитет губернатора Юревича – главный аргумент. Потом было больше. Вся эта информация – в том числе о том, как выдавливали с должности не самого плохого главу Тракторозаводского района Горбунова – она у всех на памяти, люди все видели и слышали. И как давили на мэра Давыдова, чтобы он снял Горбунова – в том числе.

И, кстати - вынося Видгофа за скобки – а кого из, как вы их называете, «районных баронов» обделили? Скорее, наоборот! Барышев, Овчинников, Рыльских – все будут в Гордуме, как и раньше, причем вместе со своими сторонниками. А фитнесс-тренер (как говорят) Виталия Павловича Рыльских главой района станет. Или тот же Барышев: что он потеряет, если станет главой комиссии по градостроительству – самой «вкусной» из того, что есть в Гордуме?

Посмотрите, кстати, по какому району избрался в депутаты райсовета кандидат в губернаторы от КПРФ Константин Нациевский? По Советскому. И в Гордуму пройдет, как член «команды района». И КПРФ, которая находится в, скажем так, партнерских отношениях с некоторыми авторитетными предпринимательскими сообществами, на уровне области ничего не потеряет (Нациевского как депутата ЗСО заменит кто-то из партийцев), и на уровне Гордумы приобретет опытного человека. И еще – Нациевский давно сотрудничает в качестве помощника с депутатом Госдумы челябинцем Вадимом Куминым, зампредом комиссии по финансовым рынкам ГД. Это не шутка. Это группы настоящего влияния. Те, кто хоть что-то помнят насчет этих фамилий из середины 90-х, меня поймут. Не видеть эти серьезные процессы (я не маркирую их сейчас как положительные или отрицательные – это реальность) и заниматься всякой чушью.

«Районные бароны» становятся политической силой. (Не говорю, что это плохо – как правило, эти люди заслужили право на уважение и влияние). Они скоро будут называться иначе, потому что станут выразителями интересов реальных сообществ. И это будет новая политическая реальность. Просто общество начинает выглядеть по-другому. Те, кто этого не замечают, проиграют.

Молоток и микроскоп

- Между тем буквально в первые же дни Борис Дубровский переназначил значительную часть будущего Правительства области и анонсировал возврат к «одноглавой» системе исполнительной власти, когда Губернатор лично возглавляет кабинет министров региона…

- Существенная часть этой работы еще впереди. Но я бы обратил внимание вот на что. Была «оптом» переназначена существенная часть министров – образования, здравоохранения, культуры, в том числе финансов. Это, как мне думается, во многом связано с теми приоритетами в работе, которые выбрал для себя Борис Дубровский.

Сфера политики и политтехнологии – они отданы Сандакову, в том числе потому, что эти вещи для губернатора не так важны и интересны. На условную «социалку» есть другой вице-губернатор – «свой» Евгений Редин, от которого эффектно и красиво убрана в Совет Федерации Ирина Гехт – в целом профессиональная, умная и опытная, но которая в силу того, что занималась той же тематикой, лишь вызывала конфликты. А в Совфеде она будет на своем месте. Не нашлось места в новой конструкции и Ивану Феклину – но просто в силу того, что «на промышленности» уже есть Сергей Комяков.

А вот что касается министерств экономического «профиля» - здесь будут изменения. Принципиальные и небыстрые. Во многом именно потому, что эту сферу глава региона считает ключевой для себя и для области. Небезосновательно, если учитывать то, что происходит в стране. Именно поэтому он будет со всем этим разбираться во многом лично, и прежде всего – перестраивать ту структуру полномочий, которая сложилась на сегодня, и которая кажется ему малоэффективной. Будут меняться и персоналии.

Прежде всего – это Минэкономразвития, где на 99,99 процента свой пост покинет Елена Мурзина. Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства точно будет разделено, а нынешний министр не останется. И, кстати, одним из вариантов для Сергея Давыдова считают именно переход в одну из новых структур. Например, на дорожное строительство. Он ведь в этом поднаторел за годы сити-менеджерства (улыбается).

Минпром будет преобразован. Хотя бы потому, что министерство промышленности там только в названии – структура занимается в основном вопросами имущества, выдачи лицензий на месторождения и так далее. И там явно требуется более четкое понимание, чем же оно вообще должно заниматься. Как и по Министерству радиационной и экологической безопасности, которое занимается вообще не пойми чем, вроде свалок, но зато имеет в штате больше ста чиновников.

Вообще, надо понимать, что Правительство – это прежде всего инструмент, который подбирается исходя из целей той работы, которую ты делаешь. Если гвозди забивать – то это должен быть молоток, если бактерии рассматривать – то микроскоп, а не наоборот, и так далее.

И в случае с кабмином, если вы хотите понять, как именно оно будет трансформировано, то надо четко представлять себе, какие задачи ставит перед собой Борис Дубровский, и есть ли у него концепция их решения.

- Концепция точно есть – его «СТРАТЕГИЯ-2020».

- Эта «стратегия» - скорее этакий пиар-документ, который вряд ли стоит рассматривать всерьез профессиональным людям. Я знаю, что уже даны поручения её переписывать, причем как местным, так и иногородним экспертам. Хотя бы потому, что реально ставить задачу удвоения ВРП в свете последних событий в политике и экономике России сейчас вряд ли возможно. Это скорее предвыборные вещи, и не более того. И сначала надо определиться по структуре, которая будет заточена на решение реальных задач(даже если они не декларируется публично, что само по себе плохо), а потом уже по людям.

Обеспокоенность же стратегией, которую выражал с самого начала Борис Дубровский – это как директор, у которого отсутствует план работы: смерти подобно. Поэтому он хочет понять, разобраться, определиться.

Потому определенный блок министров и ключевые вице-губернаторы переназначены сходу, а возня с «экономическими» структурами правительства будет продолжаться еще несколько месяцев. Хотя не исключены и «казусы Петриди».

- Что вы имеете ввиду? И при чем здесь Иван Петриди?

- Объясню. С одной стороны, пост советника несколько вольный – можно его слушать, можно не слушать. Но с другой стороны, назначение на, в общем-то, публичный и высокий пост, связанный с экспертной работой, человека, скажем так, неоднозначного с репутационной точки зрения.

Ничего не имею против Ивана Петриди лично. Но разворачивающийся публичный скандал с ситуацией вокруг обманутых дольщиков в микрорайоне «Просторы» и фирме «Грин парк», где до назначения советником директорствовал Петриди, репутации не добавляют ни советнику, ни самому губернатору.

Понимает это Борис Дубровский или нет, но такие казусы – штука политическая, это знаки, сигналы. И повторение такого надо исключить. Потому что кто такой Петриди, в любой момент можно забыть за месяц-другой, а вот то, что первый же скандал при Дубровском связан с обманутыми дольщиками и формально ближайшим членом его команды – запомнится.

Муниципалитеты – это еще одна головная боль. И дело не только в постоянно возникающих уголовных делах, как в Чебаркуле, Коркино или в Кыштыме (насколько я знаю, по Шеболаевой тоже уже возбуждено дело).

Взять ситуацию в Чебаркуле. Там, по сути, сейчас вообще де-факто власти нет. Опальный глава города Орлов в Таиланде отдыхает (по версии губернаторских СМИ), его первого зама Сафонова «вяжут» по уголовным делам. И в этот же момент из города отозван спецпредставитель губернатора Александр Раевский, который, казалось бы, и был послан туда для наведения порядка. Что, в городе уже настолько все хорошо, все налажено и подконтрольно, что можно отзывать?

- Взаимодействие с муниципалитетами – штука, о которую в чем-то обломал зубы предыдущий глава региона Михаил Юревич. Взять хотя бы вечно «мятежный» Миасс, или Златоуст, или «закрытые города».

- Не без этого. И в то же время это ключевой вопрос, особенно в условиях межбюджетной политики, когда регион вынуждены дотировать города и районы, а как-либо контролировать «взбесившегося» главу областные власти просто не имеют полномочий.

Отношения с главами надо выстраивать в любом случае. И выстраивать грамотно. Да, конечно, можно идти методом давления или на крайний случай, возбуждения уголовных дел, благо повод, увы, дают многие. Но как при этом выглядит сама власть, ее авторитет в глазах жителей? Особенно если поводом для тех или иных действий становится какие-то записи в соцсетях (во всяком случае, так это выглядит).

И все это идет по накатанной, и уже не с первым губернатором – но эффект какой? В Озерске это, помнится, не дало никакого результата в итоге – местные депутаты все равно сами решили, какого Главу города им выбрать. Без оглядки на отдельных представителей областных властей и их «хотелки».

От того, что в Чебаркуле, Коркино или Кыштыме жители будут плеваться в своего мэра, не повысится ни его эффективность, ни авторитет областной власти.

Инструмент на самом деле есть – это выборы. И если мэр города некомпетентен, то на следующих выборах, как показывает практика, люди в состоянии сами такого сменить. Доверьте часть той работы политическим партиям, оппозиции, пусть они критикуют глав, пусть выводят людей на митинги, готовят общественное мнение. Это будет нормально!

И такой метод – это политика, а не политтехнологии, (которыми в последнее время слишком увлекаются, и которые совершенно непродуктивны). Странные рейтинги или еще что-то сомнительное в информагентствах со ссылкой на «анонимный источник в правительстве» - все-таки это не совсем политика. Ей еще только предстоит вернуться в нашу область (улыбается).

+1
+3
-1
 
Комментарии



+1
+7
-1
лесник 3.10.2014 9:30
При реформировании министерства промышленности важно не забыть такую отрасль как лесное хозяйство! Управление лесами сидит себе в сторонке и в ус не дует. А по существу лесное хозяйство в большой депрессии в виду не способности руководства ГУЛ руководить процессами и грамотно планировать деятельность собственных подразделений,а так же арендаторов лесов.



+1
+7
-1
Гость 3.10.2014 9:54
Предлагаю реформировать МинРЭБ и МинПром в Министерство экологии и природных ресурсов (к нему же присоединить лесные ресурсы - ГУЛ) и Министерство имущества (часть нынешнего МинПрома). Возможно в такой конфигурации эти два министерства будут работать наиболее эффективно.



+1
+5
-1
Сергей 3.10.2014 11:13
На сегодняшний день структура органов исполнительной власти дутая и надуманная, она не отражает реалии дня, создана для определенных личностей, а не для дела. Как и аппарат Правительства структуры необходимо оптимизировать и сократить на 10-15%. Как может состоять Управление из 1 отдела или отдел из 1-2 человек (начальников). Структурой никто не занимался и не занимается. Идет дележ портфелей и влияния.



+1
+2
-1
Гость 3.10.2014 13:51
Насчет "самого известного политолога" Подопригоры мог бы поспорить, да не хочется. "Самый несдержанный на выражения", пожалуй, да, согласен. Иногда несет откровенную чушь абсолютно не разбираясь в сути вопроса, лишь бы себе политические очки наработать. Просто смешно иногда читать вырванные из контекста его умозаключения.



+1
0
-1
Гость 3.10.2014 14:39
Только его прогнозы сбываются почему-то...



+1
+6
-1
Гость 3.10.2014 17:15
а зачем читать вырванное из контекста?



+1
+6
-1
Гость 3.10.2014 15:59
Как я разочарован, что Сандакова и Гатарова оставили вице губернаторами! С обоими лично сталкивался.



+1
0
-1
Косой 7.10.2014 12:53
Человек,который не может быть экспертом в чем либо. Он является обычным подлизой,который за деньги пляшет,то там,то там.Все его интервью не несут,как раньше какого то смысла,это обычный, хорошо одетый,который продает душу богатым дяденькам, желающий стать таким же,как они,но не получающий уважения.



+1
-1
-1
трехгорненец 8.10.2014 14:31
Если бы Подопригора знал, что и как происходило в Трехгорном 14 сентября и за месяц до выборов.... он бы наверное по другому комментировал выборы в городе и выигрыш ЕР. А рассказывать про "хорошую работу" единоросов в Трехгорном на выборах с чужих слов - плюсов ему не добавляет!



+1
-4
-1
издалека 9.12.2014 11:52
В январе 2014года лечился в больнице г. Магнитогорска со мной в палате лечился рабочий металлург из ММК, при разговоре о руководстве города рабочий дословно сказал, работал мэром Карпов в городе Магнитогорске зимой все дороги тратуары, дворы были всегда очищены, сейчас такова картина будто украли всю технику.Оценка должна быть только по делам , а не сколько и где проработал. Вообще пора перенести столицу Южного Урала в Магнитогорск.