5 марта 2014, 16:57
Автор: Наталья Токарева
Фото: Петр Ильин, Дмитрий Балакирев

Елена Петрова: «Не хочу создавать иллюзий»

Крупнейший театр Челябинска – это не только спектакли, концерты, аплодисменты зрителей и восторги критиков. Директор Челябинского академического театра драмы имени Наума Орлова рассказывает о том, какие спектакли приносят театру доход, сколько должен заплатить Филипп Киркоров, чтобы выступить на сцене театра, когда театр встанет на капитальный ремонт и во сколько все это обходится.

— Елена Анатольевна, из чего складывается бюджет театра?

— В основном из двух частей: государственное финансирование и внебюджетные средства, которые мы зарабатываем сами. Говоря о госфинансировании, мы оперируем понятием «государственное задание» — театр должен в обязательном порядке показать определенное количество спектаклей и охватить определенное количество зрителей. Именно на выполнение этого госзадания нам выделяют бюджетное финансирование. В прошлом году его сумма составила 75 миллионов рублей. Остальное театр зарабатывает сам.

— Как именно?

— «Внебюджет» складывается из продажи билетов на спектакли в Челябинске, продажи билетов на гастрольные мероприятия и сопутствующие услуги: буфет, программки, буклеты, прокат биноклей и т.д. В прошлом году заработали 45 миллионов. 80 процентов от этой суммы — доходы от продажи билетов.

— На входе в служебный вход увидела табличку с объявлением из столовой.

— У нас есть своя столовая, она окупает сама себя. Недавно узнала, что она одна из самых дешевых в городе. Благодаря этому у нас большой наплыв посетителей, но сейчас мы стараемся это пресекать — своих надо кормить. (улыбается)

— А на гастролях театр зарабатывает?

— Все считают, что гастроли — это прибыльно, интересно. Да, театру интересно съездить в другой город, в другую область, показать себя другому зрителю. Интересно ощутить себя на другой сцене, особенно за пределами Челябинской области. С другой стороны, и челябинскому зрителю очень хочется посмотреть на другие театры. Например, летом у нас были обменные гастроли с театром «Красный факел» (Новосибирск). Эти гастроли проводились при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, они выделяли субсидию на проведение мероприятия. Но... понимаете, в любом случае, гастроли — это очень, очень затратно. И те деньги, которые мы заработали на гастролях, потратили на них же. Субсидии хватило только на проживание. А поездка в другой город — это проезд, питание, суточные, провоз декораций, реклама. В итоге мы на обменных гастролях не зарабатываем. Хорошо, если выходим «в ноль». По большому счету, поездки «в гости» нужны театру для мобилизации его творческих сил.

— Сколько театр зарабатывает, когда на сцене выступают приезжие артисты?

— Каждый раз по-разному. В зависимости от дня недели и того, кто к нам приезжает. Например, в сентябре к нам на гастроли приедет Омский государственный драматический театр «Галерка». Их здание на ремонте, поэтому они постоянно в поиске площадки. Нашим коллегам, положение которых мы прекрасно понимаем, мы организуем показы спектаклей на нашей сцене по максимально низкой цене. Понятно, что если приезжает, например, Филипп Киркоров, то для него цена будет несколько другой. Стоимость одного вечера варьируется от 150 до 200 тысяч. За ориентир мы берем такую сумму, которую мы бы заработали, если бы сами показывали в этот вечер свой спектакль.

— А цена билета от чего зависит?

— От спроса и предложения. Существует несколько ценовых категорий. Есть премьерные спектакли — у них одна ценовая политика; есть те, которые давно идут, но достаточно востребованы — у них другая ценовая политика. Есть спектакли, которым уже много лет, но мы их не списываем, потому что есть определенный спрос на них — тоже своя стоимость. Действуют скидки для групповых посещений, билеты для студентов. Сказать, что мы рассчитываем цену исходя из затрат на спектакль — это не так, потому что реальная стоимость билета тогда будет очень и очень высокой. Поэтому я и говорю о государственном задании — государство де-факто дотирует жителей на посещение театра.

— Какие статьи расходов у театра?

— Прежде всего — заработная плата, коммунальные услуги и «постановочные».

На зарплату уходит около 60 процентов всех средств — и бюджета, и внебюджета. В прошлом году это были 51 и 23 миллиона соответственно. В штате театра — около 300 человек. Из них собственно актерская труппа — только 53 человека. Все остальные — это люди, которые «обслуживают» постановки — осветители, техники, рабочие сцены, монтаировщики, гардеробщики, грузчики, костюмеры, все-все-все... Без них ни один спектакль не состоится.

Кроме этого от выручки театра отнимаются обязательные для театра платежи. Это взносы во Всероссийское авторское общество и агентское вознаграждение распространителям билетов.

Серьезная часть денег уходит на содержание здания театра. Оно очень большое, десятиэтажное, коммунальные платежи велики. Плюс какие-то минимальные ремонты, которые может позволить себе театр. Капитального ремонта не было с 1981 года...

— И в ближайшее время ремонта не предвидится?

— У нас есть проектно-сметная документация на капитальный ремонт здания и на сценическое переоборудование. Уже проведена экспертиза, смета утверждена. Теперь ждем. Надеемся, что в ближайшее время выделят финансирование. Не в этом году, конечно, но, может быть, на следующий год.

— Во сколько театру обходится постановка одного спектакля?

— Спектакль спектаклю рознь, суммы могут очень отличаться...

— Например, «Август. Округ Осейдж»?

— Очень люблю эту постановку. Хотя «Август. Округ Осейдж» достаточно затратным получился. Около 2,28 миллиона рублей мы на него потратили. Но эта постановка относится к тем спектаклям, которые хочется смотреть не один раз.

— Он уже окупил себя?

— Нет, пока не окупил. А вот, например, «Хозяйка гостиницы» и «Последняя любовь» уже окупили. Хотя и они были довольно затратными.

Есть такие спектакли, которые идут успешно и десять лет. В январе 2014 года был юбилей у постановки «Так трепетно счастливы» — он идет уже 15 лет. Конечно, его не ставят каждый месяц, но традиционно 30 декабря он каждый год собирает аншлаг. Спектакль в хорошем состоянии, тем более, что мы кое-что подремонтировали, и надеемся, что он еще у нас будет идти. И, конечно, он уже много раз себя окупил в финансовом плане.

Но далеко не все спектакли так успешны, к сожалению. И практически невозможно предсказать, какая постановка будет жить долго, а какая — не очень. Какие-то спектакли окупаются очень медленно, какие-то — никогда. Но это в целом нормальная ситуация.

— Какое количество премьер в год может позволить себе театр?

— В прошлом году у нас было пять новых спектаклей, и еще три спектакля мы капитально восстановили — почти полностью сменили декорации. Мы не можем позволить себе вкладывать средства в одну какую-то пьесу. С одной стороны, хочется и качественных ярких декораций, новый свет, шикарные костюмы... Но с другой стороны, если мы «вбухаем» все постановочные средства в один спектакль, то на другие не хватит. Не произойдет достаточного обновления репертуара театра, соответственно нам нечего будет продавать, не на чем будет заработать.

— Приглашенные режиссеры тоже часто становятся финансовой проблемой театров. Как минимум, им надо снимать жилье...

— Марина Глуховская в этом вопросе не очень притязательна. Да, мы снимаем ей квартиру, но не самую дорогую, все в разумных пределах.

— При изготовлении спектакля приходится ли обращаться к сторонним компаниям, делать какие-то заказы на изготовление декораций?

— Нам повезло, наш театр — это маленький завод. У нас есть пошивочная, художественно-декорационный цех, цех мягкой декорации, бутафорский, постижерский, столярный и слесарно-технический цеха. Есть свой инженер, художник-конструктор.

— Может ли театр хотя бы в перспективе выйти на самоокупаемость?

— Нет. Поймите, я не хочу, чтобы создавалась иллюзия, что театр может окупать себя. Именно для того, чтобы обеспечить доступность цен на спектакли для большей части населения, театры остаются государственными учреждениями, деятельность которых невозможна без господдержки.

Завершить наш разговор я хотела бы приглашением всех горожан и гостей города на наши премьеры в марте. Мы постарались учесть вкусы всех наших зрителей, поэтому выпускаем три разных, но по-своему уникальных премьерных спектакля. Ждем вас в нашем театре!

+1
+3
-1
 
Комментарии