5 февраля 2014, 14:10
Автор: Дмитрий Моргулес
Фото: Ярослав Наумков

Запрос на вменяемость

О том, чего следует ждать от Бориса Дубровского, как изменится Городская дума и останутся ли на своих постах Сергей Давыдов и Станислав Мошаров, в интервью slo-vo.ru рассказал, пожалуй, самый известный политолог Челябинска Александр Подопригора.

А что за должность такая — вице-премьер?

— Врио губернатора Челябинской области Борис Дубровский уже провел целый ряд назначений в Правительстве региона и своей администрации. Но не совершает ли он ошибку, просто ставя людей на те или иные места, при этом не меняя саму структуру власти? Задачи ведь перед губернатором стоят иные, нежели чем перед его предшественником...

— Не вижу здесь ошибки. Когда речь идет о довольно резкой смене руководителя крупного региона, то речь всегда прежде всего идет о замене ограниченного набора ключевых персоналий. Структурные перемены — следующий шаг, я думаю, он обязательно будет сделан.

Надо также понимать, что чиновники, составляющие основу администрации или правительства — это люди, которые там работают в течение десятилетий. Кажется, есть еще такие, кто трудится со времен даже не Петра Сумина, а Вадима Соловьева. Грамотного чиновника подготовить — это очень долго и очень непросто. Хорошо освоить и понять, что такое документооборот, разбираться, кому какую бумагу понести, сколько времени она должна, если надо «вылежаться», кто её и когда именно должен подписать, что должно пойти в сопровождение этому документу, как проконтролировать его реализацию и так далее — целая наука.

— То есть, условно говоря, такие как Александр Токий (начальник Управления организационной и контрольной работы Правительства Челябинской области — прим. Редакции) — вечны?

— Токий — да, возможно, вечен (улыбается). И не только он, но и многие другие.
Поменять всех? Это просто невозможно, да и не нужно. А вот сменить ключевых руководителей — вице-губернаторов, министров, вице-премьеров...

Вице-премьер вообще должность, на мой взгляд, совершенно искусственная... Знаете, когда мне довелось в середине 90-х работать в администрации губернатора Соловьева, не было ни правительства, ни премьера, ни вице-премьеров, ни министров с заместителями. Был губернатор, который отвечал за все в области. У него было пять-шесть замов, которые курировали работу Главных управлений и комитетов (нынешние министерства). Был один (!) пресс-секретарь — у губернатора. Чиновников было раза в три меньше, чем сейчас. Вертолетов не было, а губернатор ездил, как правило, без охраны (у него был пистолет на всякий случай, а охрана мероприятий при необходимости была только милицейская) на небольшом личном джипе. И ничего, справлялись, в куда более сложной социально-экономической ситуации.

А кто такой нынешний вице-премьер? Человек, который что-то там курирует, но при этом ни за что не отвечает — отвечают министры, которые подписывают документы. А над этими кураторами есть еще вице-губернаторы, которые, получается, курируют кураторов. При этом в Минсоце за два года — четвертый министр, то есть полная бесхозность именно там, где речь идет о самых нуждающихся в поддержке людях. В Минспорте — коррупционная уголовка, в Минэкономики — «мечты» вместо стратегии развития. Конечно, это громоздкая, очень дорогая для налогоплательщиков и совершенно неработающая управленческая схема.

Причем окончательно сложилась она совсем недавно, в прошлом году, и, на мой взгляд, имела лишь одну цель — максимально вывести из-под ответственности за текущее положение дел в области ее тогдашнего губернатора Михаила Юревича.

Думаю, что та структура исполнительной власти в области, которая утвердилась на сегодняшний день — она будет переходной, максимум — до губернаторских выборов. После них начнется совсем другая история, структура управления областью будет меняться. Не исключаю, что вернется ситуация, когда есть один, избранный населением политический руководитель региона и он же будет руководить правительством, у него будут замы и министры, которые станут ключевыми фигурами в системе управления.

— Скажите, а хватит ли «своих» людей для заполнения ключевых должностей у Бориса Дубровского? Всех ведь с ММК или с «Уралвагонзавода» не приведешь...

— Знаете, насчет «Уралвагонзавода» — это вообще миф, придуманный журналистами, прежде всего, столичных изданий, которым этот бренд ближе и понятнее, нежели ММК. Дубровский всю жизнь трудился на ММК, и лишь два года на «Уралвагонзаводе» — и вот он уже «ставленник» Олега Сиенко (глава корпорации «Уралвагонзавод»).

— А чей он тогда «ставленник»?

— Конечно, ММК и Виктора Рашникова. Если вообще следует употреблять подобные термины в таком контексте, это некорректно. Дубровский назначен президентом, а президент выбрал представителя Магнитки, выразив ему доверие. И этим все исчерпывающе сказано.

Вице-губернатор — это для Гаттарова не повышение

— Из первых заявлений губернатора серьезно выделяются два — о необходимости пересмотра существующей стратегии развития региона, точнее, документа с этим названием, а также о том, что будут внесены поправки в бюджет региона. Насколько это логично?

— Вполне. Одна из тех вещей, о которых лично я — в компании серьезных экспертов — долго говорил (почти наравне с необходимостью отставки Михаила Юревича) — это именно пересмотр стратегии и развития области. Мой коллега по челябинскому отделению Комитета гражданских инициатив (КГИ), экономист Сергей Гордеев, в частности, весь прошлый год писал, что документ с названием «Стратегия — 2020» — это миф, сказка, смысл которой «все хорошо, а будет еще лучше». Борис Дубровский в более мягких выражениях, но, по сути, сказал о том же.

— Документ этот начал создаваться еще при Петре Сумине...

— При нем было куда больше оснований для оптимистических фантазий — бюджет ломился от денег, семимиллиардный профицит. Но руководствоваться подобными благоглупостями, когда у тебя в бюджете дефицит в 12, 14 или даже 16 миллиардов, идет стагнация в экономике, нельзя.

То, что дано указание переосмыслить эту стратегию, я могу только приветствовать. Другой вопрос — кто это будет делать? Те же люди, которые писали подобные документы при Сумине и Юревиче? Думаю, что если так и будет, то эти товарищи как минимум сильно растеряются. Из интернета новые подходы для Челябинской области скачать нельзя.

Не хочется ограничиваться только критикой. Мы с коллегами из КГИ и другими известными экспертами и учеными провели сегодня утром «круглый стол», посвященный, пока что стратегии развития Челябинска, но ведь о столице региона нельзя говорить в отрыве от общих реалий. Прояснили очень много интересного, услышали много ценных предложений. Мы продолжим подобные мероприятия с участием депутатов и прессы и в итоге предложим губернатору свое видение и оценки, которые положим в основу «дорожной карты» развития Челябинска и области.

Что же касается бюджета, здесь то же самое — есть задача переосмысления, ревизии. Другой вопрос, что резервов для наполнения казны объективно очень и очень мало. Но мы готовы тут помочь, и напоминаем, что при утверждении нынешней версии бюджета были проигнорированы наши совершенно конкретные предложения, экономившие до 20 процентов бюджетных расходов! Это оказалось никому не нужным. Сейчас, при содействии некоторых депутатов, мы снова предложим их Заксобранию и новому губернатору.

В этом же контексте — сокращение расходов на правительство и администрацию губернатора.

— Это вы про продажу вертолета?

— И вертолет продадут, и, возможно, часть автопарка, и охрану уменьшат, и цветочки будут не по 7,5 тысяч за букетик... (улыбается) Там резервов для оптимизации расходов немало, хотя, конечно, и не так много по сравнению с обязательствами области. Кредиты уже взяты, и деньги по ним все равно отдавать. Как и возможные выплаты по сомнительным госгарантиям...

— Со стратегией и бюджетом понятно — их будут пересматривать. Какие еще, по вашему мнению, задачи стоят перед Борисом Дубровским?

— Глава региона, пока пунктиром, но все же обозначил и основные болевые точки, и основные пути их решения. По сути, губернатор проработал меньше трех недель, но в его повестке уже оказались и стратегические приоритеты, и совершенно практические вещи вроде ситуации на Златоустовском металлургическом заводе.

Там ведь не просто надо, грубо говоря, найти работу для двух тысяч человек. Беда в том, что все предыдущие годы ни заводом, ни городом никто толком не занимался — лишь одни декларации пустые были. Думаю, что губернатор, будучи промышленником, сможет разрешить эту проблему, в том числе элементарными мерами административного характера. Кстати, значительная часть работников ЗМЗ — вполне востребованные люди по своим специальностям. У нас вообще довольно странная, и на мой взгляд, искусственная ситуация: и работников не найти, и безработица серьезная. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Наконец, есть и кадровые решения. С одной стороны, они показывают, что новый руководитель избавляется от наиболее одиозных людей: Шариков, Галичин, Серебрянников. С другой стороны, мы видим порой непонятные для многих решения, вроде приглашения на пост вице-губернатора Руслана Гаттарова.

— А вы уверены, что Дубровский сам пригласил Гаттарова? Может быть, его попросили сделать это?

— Думаю, что это решение — прежде всего желание освободить место члена Совета Федерации. Я бы точно не рассматривал приход Гаттарова на пост вице-губернатора как повышение или трамплин для очередного карьерного роста. У него забрали мандат члена Совфеда и пристойно трудоустроили взамен добровольной отставки. На место, где он принесет наименьший вред. В любом случае, это точно означает, что губернатор видит своим представителем в Совете Федерации не его. Кто там будет дальше — посмотрим.
Та же ситуация и по другому сенатору — Цыбко, только этому никто «теплых» мест предлагать не станет — там, на мой взгляд, очевидная коррупция, которая должна быть примерно наказана.

Власть без институтов

— Еще один ключевой вопрос — экономическое положение региона.

— Ситуация на самом деле очень сложная. Наша область за последние годы стала аутсайдером на Урале. Падали в кризис все — но мы сильнее прочих. И не потому, что металлургия падала — она даже пусть медленно, но росла после кризиса. Сейчас серьезные трудности испытывает сельское хозяйство, пищепром, строительство — те отрасли, про которые нам недавно пели, что это «локомотив новой экономики».

Следует рассматривать проблему шире. По большому счету, бюджет и бюджетные проблемы имеют отношение к достаточно ограниченному кругу людей — социальная сфера и госслужащие. Ни вы, ни я, ни большинство людей, живущих в Челябинской области, от бюджета денег не получают и никак от него не зависят. А вот что касается бизнес-активности, промышленного производства, инвестиционного климата, то они играют огромную роль — это занятость, зарплаты и их уровень, объем промышленного производства, товарооборот, эффективность экономики. Когда все эти показатели падают — это большая проблема.

И здесь главный вопрос — инвестиции. Но вложение денег — это вопрос не чисто экономический, и он никак не зависит от количества поездок губернатора и еще кучи чиновников за рубеж. Ничего они оттуда нам, кроме расходов, не привезли! Это вопрос правовой среды и качества институтов в регионе. Кто будет вкладывать в Челябинск деньги, когда понятно, что самые «вкусные» куски давно монополизированы определенной бизнес-группой, аффилированной с властью?

— Идем дальше.

— Взаимоотношения с элитами. Ключевой вопрос, который стал самой болевой точкой для прежнего губернатора. Политика — это по сути своей процесс согласования интересов разных социальных групп, от пенсионеров до олигархов. И модератором этих процессов является власть, в конкретном регионе — губернатор. Но в нашем случае это был не модератор, а разрушитель. Юревич ни с кем никогда не договаривался и не находил компромиссы, преследуя исключительно собственные интересы.

Серьезная беда — в регионе разрушены институты: суд, парламент, исполнительная власть, правоохранительные структуры, независимая пресса. Все они за последние годы были целенаправленно и публично скомпрометированы.

Вся история с Челябинским областным судом... Можно что угодно говорить о личностях, но когда источником сознательной компрометации целой ветви власти выступает команда действующего губернатора региона с его санкции — как это можно оценивать? В итоге на всю область было заявлено, что суд — это продажная структура, которой владеют бандиты, чуть ли не убийцы, и как минимум коррупционеры. Кто в такой суд пойдет за правдой, за справедливостью? Это было настоящее уничтожение важнейшего государственного института на территории области. Надо ли удивляться, что он по сей день «в коме»?

В итоге и администрация губернатора была скомпрометирована. И СМИ, которые участвовали во всем этом — вплоть до Первого канала. И ведь таких кампаний за годы правления Юревича была не одна и не две. А коррупционные процессы? А вызывающие госзакупки?..

— Что теперь делать новому губернатору?

— Задача восстановить отношения с элитами, доверие населения к институтам власти — прежде всего. И она уже решается. Как известно, даже поздравление с 80-летием области было срочно переделано, и сменены все декларируемые в нём приоритеты.

Затем пошли встречи. Недавно была встреча с руководителями крупнейших промышленными предприятий, вчера в Миассе — с крупнейшими «оборонщиками». Есть и неформальные встречи, разговоры, взаимные визиты. Я общался с теми, кто встречался с Дубровским. У всех очень позитивное впечатление. Говорят — «наш мужик», главное, чтобы не «забронзовел», чтобы не совратили соблазнами власти.

— А как насчет испугов, что вот, сейчас придут «магнитогорские» (вариант — «уралвагонзаводские»), и начнут в массовом порядке «отжимать бизнес» у местных предпринимателей?

— Это все фобии, фантазмы, выдуманные журналистами и политтехнологами, которые невозможно рационально обсуждать. В реальности этой проблемы нет, в обществе этих страхов тоже нет. Что, приедет в Челябинск какой-то торговец из Магнитогорска, и, пользуясь этим «преимуществом», начнет отбирать торговые комплексы, скажем, у Артура Никитина?

— Но ведь с помощью административного ресурса кого угодно можно «отжать» от бизнеса, и передать «кормушку» «своим»...

— Ага, а Дубровский, после того, как они ему в дверь ногой постучат, побежит помогать гастрономы захватывать (улыбается). Это все очень примитивное понимание. Такое понятие, как «землячество», вообще неактуально. Есть группы интересов, большого бизнеса, который давно вырос из границ городов и регионов. И есть абсолютно законные политические механизмы, которые позволяют эти интересы учитывать.

— То есть передела не будет?

— А что у кого будет теперь отбирать? «Ариант» у Аристова? ЧМК у «Мечела»? Пытались уже. Чем кончилось — знаете. Дураков больше нет.

— Зачем? Есть же предприятия, связанные с обслуживанием городского хозяйства, того же ЖКХ.

— Знаете, сейчас и в Челябинске, и в Челябинской области такая ситуация в экономике, что лакомых кусочков гораздо меньше, чем проблемных. Так что делить и переделивать особо нечего.

Отрасль ЖКХ, если ее отделить от коррупции, тоже окажется далеко не самым привлекательным активом. Другое дело, что предыдущая власть отстроила вокруг себя на полулегальных основаниях кучу «кормушек». И вот по ним, уверен, могут начаться разговоры и действия. Они уже идут.

Если мы говорим о переделе, как об отъеме честно заработанной собственности у честных предпринимателей — то такого, конечно, не будет. А вот награбленное кое-кто отдаст обществу.

Дубровский выиграет выборы. Сделать это несложно

— После отставки Михаила Юревича стало ясно что нас осенью этого года ждет не одна, а две увлекательные избирательные кампании — выборы губернатора региона и выборы депутатов Городской думы Челябинска...

— Конечно, это многое поменяет в предстоящих выборах. Но это политические перемены, которые внушают определенный оптимизм. Конечно же, Борис Дубровский пойдет на выборы. Конечно же, он их выиграет.

— Насколько сложно будет это сделать?

— Несложно. Во-первых, у него не будет достойной конкуренции — ей просто не откуда взяться. Я бы с удовольствием поназывал фамилии, но их нет...

— А вдруг Валерий Гартунг «вспомнит молодость»?

— Это единственная фамилия, которая всегда упоминается в контексте любых выборов (улыбается). Что же, он и впрямь может сыграть на своем потенциале, для того, чтобы получить какие-то политические или экономические преференции. Но это будет скорее роль спарринг-партнера, не больше.

Во-вторых, на Дубровского сделал ставку президент страны, и у врио губернатора есть всё для того, чтобы выиграть выборы: есть достаточно привлекательная для избирателей биография. Если его пока еще не очень знают лично, то уж точно знают и понимают, что такое ММК.

Объясню. В 1997 году я принимал активное участие в избирательной кампании по выборам в Госдуму по Кыштымскому избирательному округу на стороне Василия Николаевича Кичеджи. Казалось бы, кто такой Кичеджи для городков Кыштымского округа? Тем более, его и в Челябинске-то знал достаточно ограниченный круг лиц. Тем не менее, первый тур выборов он уверенно выиграл, и только потому, что он шел на выборы, как директор Челябинского тракторного завода. И вот эта масса городов, очень разных — от Озерска до Каслей, она за этот бренд проголосовала. Точно так же, как через два года проголосовала за брэнд КГБ в лице Михаила Гришанкова.

На крупных выборах обычно выигрывает носитель какого-то брэнда, регионального или федерального.

Если же говорить о недостатке известности Дубровского, то уверен, что за полгода он объедет все территории области, каждый муниципалитет (он будет делать это просто в силу служебной необходимости), и в каждом городке по итогам визита выйдет, условно говоря, по две статьи и одному интервью... Это вопрос чисто технический, и не такой уж сложный. Полугода более чем достаточно, чтобы человек в ранге де-факто губернатора стал известен в каждой деревне региона.

Журналисты и политтехнологи часто склонны оценивать выборы с позиций «известен — не известен», «популярен — не популярен». Это дело двадцать пятое! Главное здесь — диалог с элитами. Если и.о. губернатора приезжает в, условно говоря Озерск, Магнитогорск или Миасс, и местный глава и директора градообразующих предприятий видят, что это адекватный человек, который приехал не грабить, не дань налагать, не смещать кого-то с должности в интересах своих «баскаков» — они сделают всё, чтобы этот человек победил без вопросов. И это даст результат, даже если избирательный штаб кандидата будет населен инопланетянами.

Еще раз: диалог с элитами — это первоочередной вопрос в таких больших кампаниях. И у Дубровского здесь на руках все козыри. Он говорит на понятном крупным руководителям языке, он вменяем, он ответствененен. После Юревича им ничего больше не нужно.

Я общался с гендиректором ПО «Маяк» Сергеем Барановым после встречи оборонщиков с Дубровским в Миассе. Он так и говорит: «Чувствую родственную душу». И что, после этого Озёрск, который настрадался от ставленников Юревича типа Цыбко, Тарасова, Шейна, не проголосует за Дубровского? Или в Миассе мало пострадали от засланцев экс-главы региона?

— Ну, Миасс-то перемолотит кого угодно, любого человека со стороны.

— Да, как выяснилось потом. А сначала была ситуация в стиле «мы вам пришлем человека, он вам расскажет, как жить».

Губернатор не должен управлять городами

— А как в принципе, должна быть выстроена политика в части взаимоотношения с муниципалитетами?

— Не должен губернатор управлять муниципалитетами напрямую! Не должен! У него в руках есть эффективное средство — бюджетная политика.

Мы не так давно делали аналитику для одного из важных городов региона. И там видно, что в городе есть серьезный экономический рост. Но чем больше растет экономика города, тем сильнее на этом фоне стагнирует социальная сфера. Потому что все налоги уходят в область, но назад они в виде трансфертов, субвенций не возвращаются.

По идее, должны работать некие нормативы — больше даете налогов в область, больше назад получаете на школы, больницы и так далее.

Но — нет. Потому что у Юревича был конфликт с городскими властями. И он не давал назад ни копейки.

Вот если мы хотим не помыкать городом (с целью извлечь коррупционную выгоду через какого-то ставленника, который будет собирать откаты и передавать их наверх), а управлять им в смысле развития чтобы он не представлял угрозы социальной и политической стабильности, тогда надо работать с муниципалитетом экономически-бюджетными механизмами. Если у вас где-то подъем — давайте поможем с «социалкой».

Если будет найдена разумная схема по каждому городу, то все будет в порядке. И ревизия взаимоотношений с муниципалитетами будет, вне сомнения, проведена.

— Многих глав поменяют?

— А что, при Юревиче много поменяли? Визгу было много, особенно в «прикормленных» информагентсвах, и что? Когда же доходило до дела, Миасс трех ставленников «сжевал», в Озерске то же самое, а одного вообще посадили. Нет у губернатора таких инструментов — менять кого захочу. Мэров, прямо или непрямо, но все-таки избирают, а не назначают.

Но дело вообще не в том, чтобы приехать и снять. Здесь речь скорее, опять-таки, о восстановлении институтов.

Если глава города заворовался, но работает институт правоохранительных органов, то мэра не губернатор снимет, а полиция посадит. Если тебе не нравится, как работает мэр, но посадить его нельзя, потому что он ничего не украл, то можно, опять-таки, работать с другими институтами — депутатами, политическими партиями, СМИ...

В последнее время я много разговаривал с разными людьми — директорами предприятий, бизнесменами, чиновниками. У них есть очень сильный и четкий запрос на вменяемость политики, на то, что все будет делаться по ясным, четким правилам, формальным процедурам, через существующие политические институты, а не по бандитским понятиям. По своим первым шагам Дубровский этому запросу соответствует.

Давыдов, возможно, уцелеет. Мошаров — почти без шансов

— Кроме выборов губернатора нас ждет и избирательная кампания в челябинской гордуме? Как сильно повлияет на политические расклады в Челябинске отставка Юревича?

— Расклады, конечно, будут меняться. Понятно, что Челябинск при губернаторе Юревиче и без него — это очень большая разница. Прежний губернатор, по сути, командовал мэрией областного центра, причем сплошь и рядом — напрямую какими-то чиновниками типа глав управлений, минуя обоих глав. Конечно, изъятие из политики такого фактора, как Юревич, принципиально меняет ситуацию.

Но проблема еще и в том, что есть неопределенность правил игры, по которым будет формироваться руководство города. Будут ли главы избираться всенародно, избираться депутатами, или назначаться губернатором, будет ли сохранено двуглавие или вернутся к «единому» мэру — все может поменяться в одночасье.

Да, гораздо больше вероятность, что сохранится нынешняя модель управления городом, но возможность сюрпризов, прежде всего в плане законодательства, остается. И если, например, в итоге будет сделано так, что главу города должен назначить губернатор, то и человек на этой должности может оказаться совсем другой, не из тех, о ком все думают. Просто потому, что в таком случае к нему будут предъявляться несколько иные требования.

И еще один фактор — некие внутриэлитные договоренности на уровне города, которые должны быть так или иначе достигнуты.

— Давайте конкретнее: вы считаете, что на уровне глав Челябинска нас ждет смена персоналий?

— Думаю, ждёт.

— Полная или частичная?

— Если будет достигнут какой-то компромисс, то может быть, и неполная. Я, кстати, не удивлюсь, если в следующей властной конфигурации Давыдов окажется, например, главой Челябинска. Как не исключаю и того, что он вообще уйдет, поскольку знаю, что такие настроения имеют место быть.

— А Станислав Мошаров? Он останется Председателем Гордумы?

— Вот здесь, думаю, меньше всего шансов. Я даже сомневаюсь, что он сможет остаться даже депутатом. Мошаров был востребован именно в той конфигурации, которая была заточена под Михаила Юревича и подразумевала «подковерное» противостояние двух глав. И это противостояние, конечно было — команды грызлись, выясняя, кто тут на самом деле больше мэр, тот или этот. Сейчас я думаю, востребованность Мошарова значительно снизилась.

По Давыдову вопрос более дискуссионный, там много вариантов. Если команда нового губернатора найдет человека, который удовлетворяет их требованиям: знание города, сферы градостроительства, инфраструктуру, не замаран, имеет достаточно опыта, образование, волю — то почему нет. Только вот найти такого человека непросто. Вот навскидку назовите мне хотя бы пару таких?

— Это и правда трудно.

— Вот именно. Но в любом случае зачистка городской власти должна быть проведена, и зачистка очень серьезная. Там некоторые люди и по сей день работают не на город, не даже на Давыдова, а конкретно на Юревича. Там есть завязки финансовые, криминальные, личные и так далее.

Следующий глава администрации, или мэр Челябинска (если он будет единоличный), думаю, избавится от этой «команды» на второй день. И никаких самостоятельных фигур на уровне начальников управлений там больше не будет. И не надо будет ни с кем «договариваться».

— Сильно ли изменится депутатский корпус Городской думы?

— Изменится. А насколько сильно — это предмет внутриэлитных договоренностей и раскладов. Ключевыми игроками будут «Единая Россия» и «Соцгород», который контролирует депутат ЗСО А.Барышев. В городе сложилась достаточно интересная ситуация — нет такого единого демиурга, которым был Юревич, или Олег Грачев, игравший при нем роль «божественной энергии».

Примерно в половине округов будут доминировать действующие депутаты, те, которые что-то представляют из себя, работают с избирателями в округе, со СМИ. Другая половина будет представлена малоизвестными сейчас персонажами, которые будут отождествлять себя либо с «Единой Россией», либо с «Соцгородом». Может, Гартунг со «Справедливой Россией» активизируется. Вот эти несколько групп и будут между собой как-то договариваться.

Думаю, что ситуация уникальная. Все эти стороны друг друга знают, нет никаких проблем сесть лидерам этих групп и договориться по округам, а потом и по взаимодействию в Гордуме. Но главное позитивное изменение — в городском парламенте не будет однозначной монополии. Будут представители двух-трех крупных политических и финансово-промышленных сил Челябинска, которые будут вынуждены каждый раз между собой так или иначе договариваться, находить компромиссы. И это — в интересах избирателей, на самом деле.

Роль губернатора как медиатора (а не монополиста-диктатора) этих процессов, будет очень востребована, потому что все в конечном счете будут оглядываться на областную власть. С другой стороны, глава региона будет значительно лучше информирован, потому что сведения о ситуации, реальном положении дел и поведении конкретных товарищей к нему будут поступать из разных источников и от разных политических сил.

— Снова надежда на губернатора?

— Ситуация не самая простая, но еще раз — сам вектор развития событий, все ожидания людей в Челябинской области, направлены на возвращение в политику вменяемости, восстановление работы институтов и нормализации политического процесса в регионе. Оптимизм здесь связан даже не столько с личностью Дубровского, сколько с тем, что этот человек имеет несомненный опыт понятных, квалифицированных, адекватных и проверенных временем действий на очень ответственных постах. И, похоже, для него действительно имеют значение ценности.

— Оправдаются ли эти надежды?

— Время покажет.

+1
+10
-1
 
Комментарии



+1
+6
-1
Георгий 5.02.2014 16:50
А.Подопригора говорит в интервью о круглом столе, а в блоге пишет: время и место круглого стола сообщит.Оказывается он уже был? Борису Дубровскому нужно пожелать успехов. Ситуация в регионе отвратительная, масштабы катастрофы еще предстоит узнать. Даже на олимпиаду нет времени съездить. Есть предложение: чиновники, которым поручили делать стратегию, должны доказать свою компетентность в этой теме. Иначе потеряем время и деньги.



+1
+4
-1
ОП 5.02.2014 17:13
Очень правильные слова о том, что натерпелись от ставленников Юревича в Озёрск.И видимо правильно считается, что нынешний глава администрации такой же ставленник, которого уж как последний компромисс приняли. Шутка ли - из жульнической сферы ЖКХ в сити-менеджеры атомного ЗАТО! А Дубровского уже сейчас поддерживают. Даже общественное движение есть ВКонтакте в группе Озёрск за Позитив. Озёрск за Дубровского! http://cs413519.vk.me/v413519161/78bf/gUL0TfqtNaM.jpg



+1
+7
-1
Алекс 5.02.2014 20:50
Саша ,всегда говорит правильно. Особенно приятно,что не забывает макаронную банду и мочит ее до сих пор.



+1
+5
-1
Давно пора наво... 6.02.2014 8:07
"зачистка городской власти должна быть проведена, и зачистка очень серьезная. Там некоторые люди и по сей день работают не на город, не даже на Давыдова, а конкретно на Юревича..." Согласен на 100 %, эти фамилии всем известны.



+1
+2
-1
О.Л. 6.02.2014 8:22
Не раскрыта тема Тупикина - почему сферу в которой бардак бардачный и он только множится, отдали на откуп на много лет одному человеку, который несменяем при любой власти? В бытность работы с ним приходислось видеть как "округляются" показатели. Когда уже всерьез губернатор озаботится ЖКХ? Это же не менее важно чем оборонка, ЗМЗ и проч. Рванет ведь когда-нибудь...



+1
+5
-1
гость 6.02.2014 8:26
А.Подопригора пишет, что Давыдов как глава "не замаран" - Александр, вот от Вас не ожидали такой внезапной (!) близорукости.



+1
-1
-1
ОП 8.02.2014 21:09
А Озёрск скорее всего пожелал бы такого менеджера как Давыдов. Нам бы компетентного, дельного, не замешанного в местных "перепилах и метаморфозах" с освоением средств бюджета и различных фондов типа фонда ЖКХ. Консенсус с местными элитами, это правильно и хорошо, но на региональном уровне. А на местах не имеющие такой ответственности как в регионе и представляющие интересы только собственных ООО , эти элиты не достигают того уровня ответственности, что бы брать на себя судьбу городов и горожан. У нас, конечно, побывали у власти и разные группировки. И постсоветская команда Чернышёва после выходца из МВД мэра мэра Подольского 1995-2000, и представители Маяка с 2000-2005, и снова оказался в мэрах(поговаривают, что в результате фальсификации подсчётов голосов) Чернышёв (который всё же сел недавно) и нынешняя чреда глав администраций. Измотаны горожане, без должного пригляда городское хозяйство, основные направления еще тащат два стратегических еще пока муниципальных предприятия в предбанкротных состояниях. Аппатия и даже некая злость в настроениях горожан. И слишком большая оторванность от народа и келейность (исключительно с пенсионерами при ЖЭКах) руководящей и направляющей партии. И это надо отметить всё же при большом уровне доверия горожан Главе ОГО. Но что он может, когда администрацию формирует назначаемый сити-менеджер, а бюджет ОГО обязан поддерживать колоссальный сегмент культуры и образования , имевшийся исторически и + доставшийся муниципалитету в наследство от государственного Маяка? Вот бы нам масштабную личность с пониманием всех сложностей задач.



+1
+3
-1
Гость 14.02.2014 22:43
прихвостень медвежачей банды, теперь регион москвичам сольют



+1
+1
-1
Андрей 14.02.2014 22:48
коменты печатают только в поддержку... критику не любите Подопригора