31 июля 2013, 9:03
Автор: Алина Валяева
Фото: Ярослав Наумков

Пастафари или «Давайте поговорим о летающем макаронном монстре?»

Теперь о существовании Летающего макаронного монстра можно узнать не из граничащих с фантастикой (а-ля исследования британских ученых) новостей в Интернете — например, об австрийце с дуршлагом на голове. Клубок спагетти с глазами из тефтелей поселится прямо в Челябинске и откроет здесь свою церковь. Мы поговорили с адептом этой веры — епископом Челябинской епархии Анной Французовой и узнали, кто вступает в пастафарианство, зачем им это нужно и как атеисты могут защитить свои права.

— В последнее время в Интернете появляется много фриковых историй — челябинец переименовал себя в Иисуса Христа, на днях тут руферы водрузили на мэрию флаг Карателя. Вчера все узнали о вас. Откуда такая народная активность?

— Это, конечно, метеорит влияет, без этого не обошлось! (смеется) На самом деле, я склонна верить в то, что растет гражданское самосознание людей, поэтому возникают всяческие явления. Русский народ очень креативный, правда, чаще всего что-то делают не в продуктивном русле — вот флаг повесить на администрацию — почему нет? Но опять же, очень часто, когда человек что-то делает и ему кажется, что это просто так, при рассмотрении оказывается, что у него была какая-то глубокая мысль, может, даже и очень полезная.

— Как ты пришла к Летающему макаронному монстру?

— На истфаке в университете я занималась изучением сект и религий. То, в чем я участвую — это реализация моих студенческих задумок. Я изучала взаимодействие государства, традиционных и нетрадиционных религий в разных формах. Есть религии, которые государство не признает, но от этого они не становятся менее мировыми — тот же самый индуизм. Момент взаимодействия государства, момент зарождения традиционных религий, становление религии с юридической точки зрения — меня все это очень интересовало. В 2006 году, когда я закончила университет, весть о пастафарианстве до нас еще не дошла — с ним я познакомилась лет пять назад: меня очень вдохновила история о человеке, который фотографировался на права в Австрии с дуршлагом на голове. Я еще подумала, что у нас можно костьми лечь, но ты ничего не добьешься. Мне казалось, что, может, действительно, стоит когда-нибудь попробовать. Но в итоге я до сего момента не имею прав, поэтому, если когда-нибудь выучусь, я попробую провернуть эту фишку и сфотографироваться в дуршлаге. Можно и какие-нибудь другие документы получить.

— Епископ Анна Французова — красиво звучит. Фамилия — это псевдоним?

— Это фамилия моей бабушки, которую я официально взяла в апреле этого года. В 1812 году, когда пленные французские армии отступали, в доме русских пожалели и пригрели одного голодного француза. И вот он там остался, обрюхатил (чего уж там скрывать?) дочку, его женили, и он остался в этом доме, обрусел. Девушка стала «французова» — вот отсюда и фамилия пошла. Я решила стать Французовой, потому что звучание моей старой фамилии мне не нравилось — моя фамилия звучит грубо, как мне казалось, это усложняет мне жизнь. Абрамова, Ибрагимова — родственные и очень распространенные фамилии, и, кстати, религиозного происхождения.

— Друзья, близкие, знакомые — как смотрят на твое увлечение?

— Моя мама меня поддерживает и считает, что давно надо было это сделать, почему мы с этим тянули  надо было организовывать группу в 2005 году, сразу! Поэтому, как показывает мой опыт, старшее поколение не всегда консервативно. Да и участники нашей группы — это люди от 25 лет, в основном мужчины (70 процентов), с высшим образованием, либо студенты последних курсов.

— Какова реакция на вас со стороны обывателей — в Челябинске с макаронами отношение вообще особое...?

— Некоторые люди воспринимают пастафарианство в штыки — как вещь, которая противостоит их религии; атеисты считают, что это издевательство — якобы, еще одной религии нам не хватало! Есть люди, которые предлагают помощь, но пока нам помощь особо не нужна, мы еще сами не знаем, чем нам можно помочь: пожалуй, нам нужны креативные идеи и предложения по поводу организаций акций, праздников. С вопросами о присутствии политического аспекта обращаются чаще всего журналисты. Мы сразу предвидели, что будут искать их в этой истории, но, естественно, ничего такого нет. Религия появилась в США, а там Юревич не так прославился своими макаронами. Никаких связей у нас нет, ни из администрации губернатора, ни из «Макфы» к нам не обращались, и, собственно, мы не собираемся с ними сотрудничать, потому что никакой ни политической, ни коммерческой составляющей в нашей группе нет.

— А почему пастафарианство пришло в Россию именно сейчас, не в 2005, не в 2009, а в 2013 — ведь не случайно?

— Предпосылкой к тому, чтобы начать объединяться под флагом пастафарианства стал, в частности, закон о защите чувств верующих, который критиковался очень многими. Поведение наших традиционных религий и их деятелей сыграло свою роль: хочется как-то ответить, не в плане битья морд и физических поступков, а в юридическом контексте, чтобы мы могли с ними разговаривать в правовом поле. Вертится на языке слово «отчаяние»... Возможно, наоборот, условно говоря, религиозно-правовое сознание набрало свой вес до такой степени, что люди готовы создать шуточную религию, предоставить свои паспортные данные, открыться государству просто для того, чтобы противопоставить себя традиционным религиям. Мы в России сейчас находимся в такой ситуации, что вне религиозного поля находится невозможно, и, если ты атеист, твои права и чувства никто защищать не будет, такого понятия как «атеизм» в законодательстве нет. А мы хотим, чтобы наши права защищались в той же мере, что и права других верующих, для этого нам нужно создать свою религию и войти в юридическое поле.

— Помимо фото в документах какие еще религиозные стереотипы вы планируете сломить?

— Пока единственное место приложения религии, которое я вижу, — это в школах. Если детей заставляют учить основы православия, то можно каким-то образом спасти их от этих уроков. Как-то так у нас удачно пока складывается, что нам не запрещают Хэллоуин праздновать, как, например, в Краснодарском крае, или день Нептуна, как в Воронеже или в Украине. Возможно, есть случаи, о которых мы можем не знать. Я внимательно следила за ситуацией в Миассе (Родители учащихся школы № 15 подали в суд на директора с жалобой на насаждение православия — прим.ред.). Тяжелая история, особенно для первоклашек, которые никогда в жизни с этим не сталкивались. Вот в такие моменты и можно апеллировать к альтернативной религии. Пастафарианство запрещает воевать против тех, кто хоть раз в жизни ел макароны. Если мужчину призывают в армию, он может апеллировать к этому и пойти на альтернативную службу.

— В миру чем занимается епископ Челябинской епархии РПЦ МП?

— Я работаю, моя деятельность никак не связана с политикой, макаронами или религией. Живу обычной жизнью — с парашютом не прыгаю, с тарзанки не летаю... В свое время была одним из создателей клуба настольных игр Челябинска. Сейчас есть клуб «Скуки нет» — это, так сказать, наши правнуки. Три года назад я сменила работу, у меня не стало достаточно свободного времени для этого, и наша организация переродилась в «Скуки нет». Там сейчас свои руководители, которые связались с «Мосигрой», разрослись, стали довольно популярны. Мы были более камерными — нас было человек 40. В свое время мы собирали людей как могли: «В контакте», по знакомым. Так что, в плане организации какой-нибудь ерунды — хлебом не корми!

— Тогда ведь не было еще таких мест, как New Time — созданных специально для играющей аудитории, где вам приходилось ютиться?

— Мы собирались на фудкорте в «Кубе», это был 2009 год, и это было единственное место, откуда нас не гнали и где не заставляли постоянно что-то заказывать. Тогда как раз был принят очередной закон об азартных играх, и существовать было просто невозможно: как-то: мы сидели в «Ну и че?» — абсолютно приличные люди, никакие не маргиналы — и играли в настольную игру, в которой не было ничего, похожего на карты. Нас выгнали и объяснить, что к азартным играм это не имеет никакого отношения, было нереально.

— Для тебя пастафарианство — это тоже своего рода игра, шутка или серьезное дело?

— Есть такое выражение: с государством в азартные игры не играют. Я воспринимаю это все с чувством юмора (благо, оно у меня есть), но при этом это для меня как серьезная альтернатива тому миру, в котором мы сейчас оказались. Эта клерикализация общества меня лично очень напрягает. Я не считаю, что кто-то вправе кому-то навязывать религиозные постулаты. Во всем цивилизованном мире не принято и невежливо спрашивать о религиозной принадлежности: религия это как твой член, ты можешь им гордиться, но не надо тыкать им в лицо ребенку. Пусть это воспринимается на начальных этапах как розыгрыш, шутка, как глупость, как тупость, но на самом деле здесь глубокий подтекст противостояния традиционным религиям. Есть вещи, схожие с ними, например, постулат о том, что не нужно делать другим того, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе. Но мне кажется, что пастафарианство больше повернуто к современному миру, и человек, который склонен к каким-то поискам, в нем найдет несколько больше, чем в традиционной религии. Они все-таки все выросли из древности и многих вещей либо не понимают, либо отрицают — например, свободные отношения.

Наш первый постулат опровергает всю суть религии как таковой: он говорит, что не нужно каждого убеждать в том что бог есть — ну, не верите, и ладно. Это опровергает миссионерскую деятельность в любом ее виде, а религия, которая не распространяет себя, чаще всего не приживается. Может, мы создадим такой прецедент, не засылая мальчиков и не звоня в дверь с вопросом «Давайте поговорим с вами о летающем макаронном монстре?» По сути за счет каких-то таких рассказов из уст в уста, за счет интернета и СМИ религия уже распространилась широко, она есть во многих странах, я думаю, пара пастафарианцев найдется даже где-нибудь в Люксембурге.

Вы также можете читать материалы интернет-газеты «Слово» в наших официальных группах «Вконтакте.ру» и Facebook.com

+1
+8
-1
 
Комментарии



+1
-28
-1
Гость 31.07.2013 10:25
Что за бред то? У людей совсем крышу сносит!



+1
+15
-1
ctulhu31 31.07.2013 14:13
не бред, а борьба с современными реалиями методами доведения до абсурда



+1
+11
-1
Гость 31.07.2013 12:46
Бред в твой голове, раз ты ничего не понял(а)..



+1
+5
-1
Гость 31.07.2013 14:22
Любимая Анна Александровна жжот )))