23 марта 2016, 10:07
Автор: Дмитрий Моргулес
Фото: Ярослав Наумков

Дубровский 2.0

На следующей неделе глава региона Борис Дубровский выступит перед Законодательным собранием области с традиционным отчетом. Главный редактор slo-vo. ru выходит за рамки авторской колонки, и пытается проанализировать не только прошедшие два с небольшим года, но и предугадать ближайшее будущее челябинского губернатора.

С момента назначения Бориса Дубровского исполняющим обязанности губернатора Челябинской области прошло два года и два с половиной месяца. С момента его избрания губернатором — чуть более полутора лет. Треть срока. Время, за которое вполне можно составить достаточно четкое представление и о человеке, и о том, что происходит.

Впечатления о личностных качествах главы региона — системный технократ (а кого еще мог воспитать ММК с его сверхтехнологичным производством?), трудоголик каких поискать, не стесняющийся сам погружаться в любые нюансы проблемы, брать на себя личную ответственность, и, кажется (что бывает нечасто), не чужд рефлексии. Недостатки (а они, конечно есть) — скорее являются продолжением и следствием достоинств. Впрочем, об этом чуть позже.

Ситуация, которая сейчас складывается в регионе в целом, и вокруг губернатора в частности, порой напоминает «идеальный шторм». Причем большинство его факторов — вне зоны влияния и компетенции главы региона.

Системный, и, видимо, продолжительный кризис экономики страны, сказавшийся и на Челябинской области — огромный недосбор налогов, необходимость рассчитываться по долгам, «заделанным» в недавние годы предыдущим руководством области, падение производства и оборотов розничной торговли, рост безработицы и так далее — сама по себе проблемище, способная затмить все остальное.

Добавьте к этому непростую политическую ситуацию, конкурентную избирательную кампанию в Госдуму. Вышедшие на новый уровень публичного обсуждения экологические проблемы, которые привели к тому, что у Дубровского появился новый, и мощный оппонент, (если не сказать «враг») — Русская медная компания, быстрыми темпами превращающаяся в полновесного не только экономического субъекта, но и политического игрока, с ресурсами, структурой, представительством во власти, связями в столице, и четкими интересами и целями. Да еще и с центром принятия решений не в Челябинской области. И если акционер РМК Игорь Алтушкин вдруг окажется убежден в том, что построить Томинский ГОК ему мешает прежде всего губернатор — он, возможно предпримет шаги, направленные на то, чтобы губернатор сменился.

Но, возможно, главная проблема Бориса Дубровского — то, что он так и не стал ПОЛИТИКОМ, во всех смыслах этого понятия. И дело даже не в том, что полномочия по внутренней политике и взаимоотношениям со СМИ «спущены» с уровня отдельных вице-губернаторов на уровень замначальников аппарата — а это, как бы не были хороши (хороши ведь, наверное) Сергей Обертас и Дмитрий Федечкин, яснее ясного показывает истинную значимость этих направлений в глазах самого Бориса Дубровского.

Задача политика — не только и не столько «работу работать» (© Б. Дубровский), управляться с текущими хозяйственными проблемами, сколько формировать повестку дня сегодняшнего и как минимум ближайшего будущего. Не только вольно или вынужденно встраиваться в сторонние инициативы, но прежде всего — предлагать собственные варианты и конкретные проекты развития, способные заинтересовать, увлечь и элиту, и массы.

Не следовать по течению, удерживая лодку на плаву (если впереди водопад, это не поможет), но спланировать иной маршрут, и рулить в нужном направлении, порой — преодолевая течения, волнения пассажиров и жестко, наглядно пресекая раздолбайство или некомпетентность собственной команды.

По сути, пока собственной сформированной повестки, новостной, политической и экономической, своего собственного «курса» для корабля «Челябинская область», у Бориса Дубровского, по сути, не было. Нагляднее всего это показывает отсутствие реальной и задокументированной стратегии развития региона (о документе с названием «Стратегия Дубровского», спешно созданном к выборам губернатора в 2014-м году, кажется, не вспоминает и сам глава региона, и совершенно справедливо). Проекты же, претендующие на статус стратегических (саммит ШОС, ВСМ «Челябинск — Екатеринбург» или ТЛК «Южноуральский»), не только, мягко говоря, не бесспорны, но и, по сути, навязаны со стороны. Но на чужих проектах собственной повестки не построить. Нужно предлагать свои — яркие, понятные, масштабные и достижимые. И не важно, что они могут быть проектами уже не опережающего, а «лишь» догоняющего развития — все современные примеры качественного экономического роста начинались именно как «догоняющие» кого-то.

А еще два важных качества политика — публичность и ориентированность на чаяния населения, избирателей (даже если реальный избиратель при этом один, и он в Кремле), вплоть до откровенного популизма и потакания желаниям (в рамках разумного, конечно).

Автор этих строк сложно относится к предшественнику Бориса Дубровского Михаилу Юревичу, но трудно не отметить, что он, безусловно, политик, не раз проходивший горнило весьма конкурентных выборов, и четко усвоил эти моменты. Благоустройство города, «дорожная революция» (какими бы ужасными на самом деле не были ее последствия для города) и «Трактор»-финалист Кубка Гагарина — это не только прихоть начальника, но прежде всего наглядно, позитивно и популярно у большинства обывателей-избирателей (оперу поддержать тоже хорошо, но на неё столько людей, как на хоккей, не ходит). Ну, и возможность освоить (видимо, никого не забывая материально) огромные ресурсы (которые, впрочем, еще надо на эти цели привлечь).

На самом деле все проще и сложнее — нет никакой «магнитофобии», во всяком случае, в том размере, о котором любят говорить в околополитической среде. Есть результаты, вполне наглядные, в причинах которых обыватель разбираться не обязан, да и не будет. Пока дороги ровные и чистые, а «Трактор» завоевывает медали — для избирателей-обывателей не так важно, кто именно и за сколько убирает дороги, сколько денег уходит на хоккейный клуб, и какой вообще дефицит у бюджета региона.

Откровенные же провалы (нынешнее состояние дорог в Челябинске и непопадание в плей-офф «Трактора») — сразу же дают повод вспомнить про «магнитогорскость» мэра Челябинска (явно тянущего вниз не только себя, неизбранного прямым голосованием, но и самого Бориса Дубровского), компании-подрядчика по уборке и ремонту дорог, и руководства хоккейного клуба. И то, что даже за откровенные провалы их не наказывают, «потому, что „свой“» (даже если это не так). 

Винить главу региона в том, что он не политик, вряд ли стоит. По сути, Борис Дубровский — мощный, но выросший в «тепличной» среде ММК саженец, которого взяли и одинокого пересадили в открытую степь, где совершенно другой грунт, дуют другие ветра, и погода меняется порой резко внезапно, а не по мановению инженера, управляющего пультом климат-контроля. Система управления промышленным предприятием и система управления регионом — вещи принципиально разные, и с ходу освоить новую вряд ли вообще возможно. Это не хорошо, и не плохо — просто так произошло. Но два с лишним года — вполне себе срок, чтобы любой саженец либо прижился, либо...

Политика — штука жестокая. Если у политика нет декларируемой, продвигаемой и решаемой собственной повестки, проектов, ИНТЕРЕСОВ — значит, он будет обслуживать чужие интересы, проекты и повестку. То есть станет не субъектом, а объектом политики. Со всеми вытекающими. От таких рано или поздно отворачиваются и игроки на политической арене, и обыватели-избиратели, и даже тот самый «единственный настоящий избиратель»...

Вряд ли именно этого хочет губернатор. Ведь еще одно его качество — амбициозность, желание стать лучшим в своем деле. Значит, пора выкладывать карты на стол. И предъявлять другого Бориса Дубровского. Версии 2.0.

 

+1
0
-1
 
Комментарии